В связи с экономическим кризисом общее количество людей, желающих продать свои предприятия малого и среднего бизнеса в Свердловской области, за последние месяцы увеличилось на 20-30%. Сейчас на различных сайтах можно найти объявления о реализации практически любого бизнеса: от стоматологии до крупного рекламного агентства.
Количество предложений в Екатеринбурге в интернет-бирже BusinessesForSale с января по апрель увеличилось с 355 до 452 единиц. Чаще всего продают продуктовые магазины, столовые, кафе, бутики женской одежды, салоны красоты, автомойки и туристические фирмы.
По словам представителя BusinessesForSale Андрея Кушкина, несмотря на существенный рост предложения, количество сделок купли-продажи практически не увеличилось.
«Продать готовый бизнес достаточно проблематично. Количество предложения значительно увеличилось, тогда как спрос остается стабильным. Поэтому возникает некоторый дисбаланс. Многие объекты рискуют оказаться нереализованными. Особенно если они продаются по цене выше рыночной», — заявил Андрей Кушкин.
Подобного мнения придерживается руководитель компании «Магазин Готового Бизнеса» Евгений Ганеев.
«Объем предложения в последние месяцы действительно растет. Однако качество большинства реализуемых компаний оставляет желать лучшего. Далеко не каждая фирма является перспективной в плане потенциального роста стоимости. В результате возникла парадоксальная ситуация. Общий объем предложения растет. Несмотря на это, качественные активы по-прежнему найти крайне сложно», — сообщил Евгений Ганеев.
По его словам, даже если инвестор имеет значительные денежные средства, он зачастую не знает, как ими распорядиться.
«На некоторые направления даже существуют многомесячные очереди: спрос значительно опережает предложение. В частности, мы считаем наиболее перспективными следующие отрасли: продажа автозапчастей, сельскохозяйственные предприятия и интернет-торговля», — заявил Е. Ганеев.
Эксперт считает, что одним из наименее перспективных направлений является туристическая сфера.
«Однако здесь не все так однозначно. Некоторым предприятиям удается, несмотря на кризис в отрасли, работать очень эффективно. Поэтому в отдельных случаях покупка такого актива вполне целесообразна», — уверен Евгений Ганеев.
Сейчас активнее всего предприниматели продают бизнес, который завязан на сезонности, считает коммерческий директор «Екатеринбургского агентства готового бизнеса» Виталий Рублев.
«Это туристический бизнес, базы отдыха и прочее. Люди не хотят ждать наступления следующего сезона, поэтому активно продают свой бизнес прямо сейчас. При этом динамика спроса на эти фирмы хаотичная. К примеру, одну неделю он может быть очень высоким, другую — крайне низким. В целом текущая ситуация на рынке не внушает особого оптимизма. Население потеряло уверенность в завтрашнем дне. Риски в этом году значительно выросли. Это касается абсолютно всех сфер производства, торговли, аренды и сбыта», — сообщил Виталий Рублев.
Представитель компании Rmarket Андрей Селезнев заявил УрБК, что основной причиной продажи готового бизнеса является дефицит денежных средств на развитие.
«Из-за падения курса российской валюты доходы многих предпринимателей упали, а расходы, напротив, увеличились. Кроме того, сказались практически недоступные в РФ кредитные ресурсы. Следовательно, у бизнесменов просто стало значительно меньше денежных средств на развитие. Поэтому они были вынуждены выставлять компании на продажу. Кто-то делает это самостоятельно (к примеру, через такие сервисы, как Avito), кто-то обращается к специализированным биржам», — заявил Андрей Селезнев.
По его словам, количество продаваемых предприятий с начала 2015 года увеличилось на 20-30%, а количество сделок остается на уровне 2014 года. Успешность реализации зависит от многих факторов: отрасли, финансовых показателей и «возраста» предприятия.
Эксперты отмечают, что за последние несколько месяцев объем предложения на рынке купли-продажи готового бизнеса существенно увеличился. Однако большинству предприятий будет сложно найти покупателя, так как объем спроса за аналогичный период времени не вырос. Следовательно, продать готовый бизнес смогут лишь те предприниматели, которые смогут предложить рынку оптимальное сочетание цены и качества. По словам экспертов, в данный момент таких проектов мало, так как по-настоящему эффективные продукты по инициативе продавца продаются достаточно редко.