Статьи
02.04.2015

Работа «на ощупь»

Дизайнеры интерьеров пытаются выжить в кризис. Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.com С момента начала тяжелой экономической ситуации в стране на рынке дизайна интерьеров произошли большие перемены. Сложившаяся ранее сегментация постепенно меняется. Количество заказов на оформление интерьеров продолжает расти, начиная с Нового года. Вместе с этим ценовая планка различных дизайн-проектов постепенно снижается. Заказчики стараются придерживаться концепции выбранного ранее проекта, однако для его реализации выбирают более доступные материалы, подбирая аналоги на отечественном рынке.

По словам руководителя студии дизайна интерьера «Градиз» Ивана Безрукова, изменения на рынке наблюдались еще когда начались колебания на рынке валют. Клиенты затаились и перестали заказывать дизайн-проекты на оформление интерьеров.

«Когда курсы евро и доллара США выровнялся, поток желающих заказать дизайн-проект стабилизировался. На данный момент у нас покупателей столько же, сколько было до кризиса, возможно, даже немного больше. Это связано с тем, что народ хочет реализовать свои деньги и не держать сбережения», — пояснил И. Безруков.

При этом произошло перераспределение рынка в пользу крупных игроков. Начиная с января этого года, у них отмечалось значительное увеличение числа клиентов. «После Нового года наблюдается увеличение заказов на разработку дизайн-проектов. Чаще всего заказывают ремонт жилых помещений, коттеджей, квартир, есть случаи, когда просят разработать дизайн-проект для квартиры, которую впоследствии будут сдавать в аренду», — рассказала руководитель студии интерьеров «AFFdasign» Наталья Шерстюк.

В то же время в малых частных компаниях, наоборот, число заказчиков резко сократилось. По словам руководителя студии дизайна интерьеров «Loktionova» Ирины Локтионовой, количество новых заказов, начиная с января этого года, заметно уменьшилось. Однако реализация уже начатых проектов продолжается.

Подобная тенденция наблюдается и в других небольших дизайн-студиях города.

«За последнее время количество клиентов сократилось на 70%. Основная часть заказчиков находится в режиме ожидания, они не отказываются от своих проектов, а просто ждут возможного улучшения экономической ситуации», — сказала руководитель студии дизайна интерьера «Терем» Байдак Лэйсан.

Вместо итальянской плитки русская краска

Постоянные колебания на валютных рынках сказались практически на всех сегментах российской экономики, и рынок строительных и отделочных материалов не стал исключением. За последнее время стоимость российских ремонтных товаров поднялась на 7-15%, а зарубежных, включая Европу и Китай, — от 30% до 50%.

Подобные ценовые изменения зачастую вынуждают дизайнеров и заказчиков чаще использовать отечественные материалы в ремонте и оформлении квартир и домов.

«Пожелания заказчиков остались прежними. Они по-прежнему хотят, чтобы ремонт выглядел красиво и стильно. Однако их предпочтения сместились в сторону отечественного производителя стройматериалов. Люди боятся покупать мебель и отделочные материалы в евро или долларах США, и между итальянской кухней и кухней на заказ выберут вторую», — пояснил руководитель студии дизайна интерьера «Градиз» Иван Безруков.

Как поясняют участники рынка, стоимость проекта в основном зависит от выбранных стройматериалов. Клиент обычно сам определяет, из чего выполнять отделочные и ремонтные работы. Если он хочет, чтобы цена была ниже, то в компании ему предлагают отечественные продукты, которые не сильно выросли в цене. Но есть и те, кто не готов экономить на ремонте и выбирают зарубежные строительные и отделочные материалы.

В случае, если же средств на продолжение ремонта не хватает, а снижать планку по качеству у заказчика желания не возникает, он зачастую решает не отказываться от проекта, а просто приостанавливает его.

«Заказчик практически всегда придерживается той концепции, которая была выбрана изначально. И если он с самого начала решил использовать только зарубежные материалы и мебель, то он не станет менять решения. В таких ситуациях обычно ремонт затягивается, и вместо полугода запланированных реализация проекта может длиться больше года, но при этом клиенту будет удобно расплачиваться», — заявил руководитель студии дизайна интерьеров «Loktionova» Ирина Локтионова.

Вместе с тем, как отмечают дизайнеры Екатеринбурга, при выполнении ремонтных и отделочных работ есть ряд материалов, аналогов которых на отечественном рынке нет.

«Порой очень сложно при подборе материалов найти более дешевые аналоги. Так, к примеру, итальянские обои, которые отличаются своим высоким качеством. Найти им замену на российском рынке практически не возможно, а те варианты, которые приблизительно подходят, в цене ничуть не уступают материалам европейского производства», — рассказала руководитель студии интерьеров «AFFdasign» Наталья Шерстюк.

Цена за красоту

Еще одним следствием кризиса и резкого роста цен на импортные материалы стала разбалансировка цен на проекты. Если за последние годы специалистами по ремонту уже были выработаны устойчивые схемы, позволяющие еще до начала работ примерно определить стоимость ремонта и разбить его на основные составляющие — собственно, дизайн, работу мастеров и стоимость стройматериалов — то теперь эта схема начинает давать сбои. Стоимость дизайна и работ, как правило, остается прежней, но их доля в проекте изменяется за счет роста стоимости материалов. Из-за скачков цен конечная стоимость ремонта становится непредсказуемой. Одновременно меняются и финансовые возможности заказчиков: зачастую они сегодня не могут уверенно прогнозировать, будут у них деньги на завершение работ или нет. В результате дизайнерам приходится работать «на ощупь».

«Часто считается так: если выполняется хороший дизайн-проект с нестандартными решениями и с качественными материалами, то его цена равняется половине стоимости квартиры. Но это было до начала кризиса, теперь же эти суммы зачастую равны», — пояснила И. Локтионова.

Переехали в свой дом

Одним из факторов, определяющих нынешнее положение на рынке, стал «бум» покупки недвижимости в декабре прошло года. Тогда в надежде сохранить свои сбережения многие вложили средства в недвижимость, от малогабаритных городских квартир до загородных домов. Следствием этого стал рост спроса на услуги дизайнеров интерьеров. Купленное жилье было необходимо отремонтировать.

Как поясняют руководители студий дизайна интерьеров, именно после предновогоднего ажиотажа на рынке недвижимости заметно вырос спрос на дизайнерские услуги. При этом среди заказов значительное число составляют проекты по ремонту и оформление коттеджей.

«Сейчас очень много поступает заказов на дизайн-проекты коттеджей. Из 4 заказов 3 приходится именно на свои дома. Это связано с двумя факторами, во-первых, это так называемый сезон строительства, сейчас люди начинают возводить свои дома и, как следствие, заказывать проекты ремонта. Этот сезон начинается после Нового года и длится до сентября. Вторая причина — перед Новым годом, желая поскорее вложить свои деньги, люди начали вкладываться в недвижимость, ее оформление и ремонт», — пояснила Н. Шерстюк.

Вместе с тем стоит отметить, что стоимость заказа и выполнение подобных проектов начинается от 3 млн руб. и выше.

Наибольшей популярностью при этом пользуются услуги внутренней отделки и оформление фасада здания. Наряду с этим заметно уменьшилось количество заказов на разработку дизайн-проектов ландшафта.

Взгляд в будущее

Сегодня достаточно сложно оценить перспективы рынка дизайна интерьеров. С одной стороны, желание людей вложить свои наколенные средства увеличивает поток клиентов в студии дизайна. Однако в период финансовой нестабильности покупатели в большинстве случаев отдают предпочтения крупным, устоявшимся на рынке компаниям, что ставит под сомнение дальнейшее существование небольших частных предприятий. С другой стороны, накопленные средства рано или поздно закончатся, и клиенты постепенно начнут уходить или замораживать проекты.

К тому же на фоне тяжелой экономической ситуации заказчики будут более трепетно относиться к своим вложениям. Как отмечает дизайнер Александр Богдан, в будущем покупатели станут более привередливыми, они будут стараться из той суммы, которую они заплатили, выжить максимальное количество услуг, что также будет усложнять работу дизайнеров.

Вместе с тем ценовая планка за проекты и работу, которая до начала кризиса, была понятна, сейчас довольно «размыта». Если раньше заказчик приходил в студию дизайна и точно знал чего он хочет и сколько планирует на это потратить, то сейчас дизайнерам приходится работать «на ощупь», предлагая заказчикам более выгодные материалы из отечественного ассортимента, снижая тем самым свои доходы.

Полина Макушина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
01.11.2011 ОАО «Синара-Девелопмент» предлагает квартиры с авторскими дизайн-проектами в жилом комплексе «Олимп» в Волгограде

УрБК, Екатеринбург, 01.11.2011. Для будущих владельцев 7 квартир второй очереди жилого комплекса «Олимп» в Центральном ...

03.06.2010 Директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова: Развитие отрасли дизайна интерьеров будет зависеть от общеэкономических факторов

УрБК, Екатеринбург, 03.06.2010. «Развитие дизайна напрямую зависит от роста экономики. Мировой кризис, несомненно, ...

03.06.2010 Директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова: Практически все отделочные материалы, используемые российскими дизайнерами, произведены за рубежом

УрБК, Екатеринбург, 03.06.2010. «Сфера интерьерного дизайна в России развита намного лучше, чем, например, промышленный ...

20.05.2010 Мария Наумова: Сфера дизайна интерьеров в России развита намного лучше, чем промышленный дизайн или автомобильный

На вопросы УрБК отвечает директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова. — Насколько развита сфера ...

19.05.2010 Мария Наумова: Сфера дизайна интерьеров в России развита намного лучше, чем промышленный дизайн или автомобильный

На вопросы УрБК отвечает директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова ...