Экономический кризис серьезно сказался на рынке бизнес-сувениров. В новых условиях компании стараются максимально минимизировать свои расходы, в том числе и представительские. Суммы, выделяемые на покупку подарков бизнес-партнерам, руководителям, юбилярам и иностранным гостям, подвергаются существенному сокращению. Но нормы делового этикета не позволяют вовсе отказаться от подобных трат. Более того, снижение номинальной цены требует компенсации в виде более высокой символической значимости, культурной ценности и эмоциональной насыщенности презента. Эта тенденция дает шанс уральским производителям «культурно значимого продукта» найти свое место на рынке и значительно увеличить продажи.
Как отмечают эксперты рынка сувенирной продукции, серьезные сокращения представительских расходов стали заметны еще с середины прошлого года. Новогодние праздники, традиционно являющиеся «золотой порой» для индустрии, в этом году оказались провальными. В среднем сокращение по сравнению с прошлым годом составило от 30% до 80%.
В первую очередь сокращение коснулось расходов на промо-продукцию. Часть компаний была вынуждена серьезно секвестировать свои бюджеты или вовсе отказаться от такого рода трат. А вот сэкономить на бизнес-сувенирах оказалось гораздо сложнее. Для поддержания крепких партнерских отношений компании просто необходимо периодически о себе напоминать, делая необходимые жесты в виде подарков на праздники.
Как рассказала руководитель интернет-магазина подарков «Королевская книга» Яна Ложкина, клиенты не готовы полностью отказаться от бизнес-подарков, но стали требовать более бюджетные варианты. «Просят все то же самое, что и раньше, но подешевле», — отметила руководитель магазина.
В компании «Прагматика» отмечают, что объемы заказываемой продукции снизились в 2015 году, но само количество клиентов не изменилось.
«Главное в таком подарке — это показать уважение к человеку, оказать ему знак внимания. Поводов для дарения бизнес-подарков никто не отменял, поэтому в этой категории подарков кризиса нет. Стоимость бизнес-подарка не имеет большого значения, по нему не должно быть видно, сколько он стоит. Хороший сувенир можно подобрать и по небольшой цене в зависимости от пожеланий клиентов», — пояснили в компании.
Впрочем, кризис в экономике, сокращение расходов и значительное удорожание стандартной импортной сувенирной продукции все чаще заставляет уральские компании отказываться от стандартных решений в виде покупки очередной статуи или настольного набора в специализированном магазине подарков и искать более креативные решения. Тем более что рынок предлагает достаточное число вариантов ценных сувениров, сочетающих в себе уникальность, оригинальность, культурную значимость и относительно невысокую цену.
Все большее внимание привлекают к себе произведения уральских мастеров, художников и деятелей искусства. Если до последнего времени их творения были интересны в первую очередь ценителям прекрасного, то теперь спрос на их творчество может существенно возрасти. Ведь неплохой альтернативой дорогим бизнес-сувенирам могут стать предметы искусства — как «высокого», так и прикладного. При этом их цена зачастую оказывается значительно ниже, чем у стандартных сувениров массового производства.
Екатеринбург, по праву претендующий на звание одной из культурных столиц России, обладает как минимум несколькими десятками мест, где можно купить сувениры подобного рода. Сегодня практически каждый музей или галерея города имеет при себе собственный магазин, торгующий произведениями уральских мастеров, работающих во всех направлениях, начиная от камнерезного искусства и художественной обработки металла и заканчивая живописью и фотографией. Зачастую в них можно приобрести уникальные авторские произведения по ценам, несопоставимым с их культурной значимостью.
Одним из наиболее значимых примеров подобного рода площадок, осуществляющих связь между миром искусства и миром бизнеса, является магазин при Музее изобразительного искусства. В нем, помимо разнообразных традиционных сувениров, представлены изделия Каслинского завода архитектурно-художественного литья. Ассортимент продукции достаточно широк и включает в себя как традиционные мотивы, так и весьма новаторские решения. Стоимость статуэток, изготовленных по технологиям и формам 19-ого века, составляет от 1 до 8 тысяч рублей. Как отмечают эксперты рынка, подобные статуэтки могут стать прекрасным подарком прежде всего для иностранных гостей.
В Екатеринбургской галерее современного искусства можно приобрести не только постеры и репродукции представленных в ней работ, но и оригинальные картины уральских художников, работающих в самых различных техниках и форматах, от классических натюрмортов и пейзажей до абстрактного искусства. Стоимость авторских картин начинается от 3 тысяч рублей, что делает их весьма бюджетными подарками с несомненной культурной ценностью.
В качестве универсального подарка, который можно сделать как собственным сотрудникам, так и партнерам, можно рассматривать и авторскую фотографию. Сегодня в Екатеринбурге работает несколько десятков профессиональных фотографов, работы которых могут быть оценены как произведения искусства, достойные украшать стену в квартире или офисе. Существующие студии фотопечати имеют возможность сделать качественную фотографию практически любого размера. При этом относительно низкий спрос на подобного рода работы и неразвитость коммерческой составляющей, в первую очередь дистрибьюции отечественной фотоиндустрии, позволяют приобрести подобные снимки значительно дешевле, чем аналогичные по качеству работы европейских фотографов.
Как отмечают эксперты рынка, подобные же возможности таят многие сферы современного уральского искусства. Если выйти за двери традиционных магазинов сувенирных изделий и обратить свой взгляд на магазины и лавки, работающие при многочисленных екатеринбургских музеях, галереях, салонах и других «центрах концентрации искусства» в различных его проявлениях, то там можно обнаружить большое число культурных артефактов, которые могут стать запоминающимися бизнес-подарками.
И пока компании сокращают расходы на рекламную деятельность и ищут альтернативные варианты, у создателей предметов искусства есть шансы занять свою нишу на рынке и предложить покупателям интересный и уникальный продукт.