Индустрия гостеприимства Екатеринбурга переживает непростые времена: из-за геополитических событий и экономической напряженности сократился турпоток, особенно в части делового туризма, средняя загрузка отелей снизилась не менее чем на 10%. Демпинг со стороны международных компаний ставит местные гостиницы на грань выживания, заставляя снижать цены и компенсировать затраты за счет дополнительных услуг. Ситуацию может усугубить открывающийся летом отель «Хилтон»: по мнению экспертов, он заметно обострит конкуренцию в среднеценовом сегменте, но не поможет в решении проблем, стоящих сегодня перед региональной туротраслью.
«На сегодняшний день отели Екатеринбурга не добирают около 10% загрузки по сравнению с 2013 годом, когда средняя заполняемость составляла 58-60%. Среднеотпускной тариф у многих снизился, но такие отели частично сохранили доход на комнату. Те же, кто тариф поднял, в доходе на комнату потеряли. В целом цена на рынке падает, поскольку кризис влияет, и конкуренция очень высока», — рассказала независимый эксперт-аналитик рынка гостеприимства Марина Пичугина.
По ее словам, в наибольшей степени «просел» поток корпоративных клиентов. Командировок стало меньше, и отели за счет этого существенно теряют в выручке. На международном рынке идет пересмотр приоритетов взаимодействия в пользу более лояльных к России стран.
«Сейчас все направили свои усилия на работу онлайн, чтобы брать побольше индивидуальных туристов. В корпоративном сегменте направляют свои усилия на Китай и другие лояльные страны Востока. Особенно сложно тем, у кого есть кредиты: им зачастую приходится снижать цены, они теряют в выручке и выживают за счет дополнительных услуг, ресторанов. Например, залы под конференции отдаются почти бесплатно, чтобы у них брали кофе-брейки, бизнес-ланчи и так далее», — пояснила Марина Пичугина.
Существенно осложняют ситуацию на гостиничном рынке Екатеринбурга международные сети. Они имеют возможность привлекать клиентов за счет демпинга, чем значительно осложняют работу местных отелей.
Будущим летом ситуация может еще более обостриться за счет прихода нового игрока — принадлежащего сети брендов Hilton Worldwide четырехзвездочного отеля DoubleTree by Hilton Ekaterinburg City Centre на 200 мест. Он расположится на Проспекте Ленина, 9 «а» и в настоящее время принимает бронирование на проживание с 1 июля 2015 года.
Напомним, этот отель строится уже более 10 лет на земельном участке, ранее принадлежавшем Екатеринбургской епархии, которая собиралась возводить на нем гостиницу для паломников. Однако в дальнейшем планы епархии изменились, и участок был передан застройщикам.
Эксперты полагают, что, с одной стороны, приход нового бренда на рынок Екатеринбурга полезен с точки зрения привлекательности города для туристов. С другой стороны, соседям «Хилтона» в центре города придется нелегко.
«Международники сильно демпингуют, 2,5 тыс. руб. на человека за ночь — уже нормальная цена для групп. И открытие еще одного такого отеля для местных средств размещения и самой индустрии не очень благоприятно. В первую очередь тяжело придется находящимся в центре города гостиницам примерно той же ценовой категории, что и «Хилтон». Клиент, которого и так на рынке немного, захочет посмотреть новый отель, который, к тому же, может себе позволить демпинговать», — пояснила Марина Пичугина.
«Хилтон» усилит конкуренцию, и поскольку не все наши игроки умеют во всеоружии это воспринять, конечно, будет демпинг. И поскольку до предела снижать цены не получится, в конце концов компаниям придется привлекать клиентов как-то иначе — качеством, сервисом. В любом случае рынок с приходом новых игроков освежится», — отметил управляющий отеля «Вознесенский» Андрей Старовойтов.
По мнению участников рынка, основная проблема «Хилтона» именно в том, что он не ищет собственную нишу на рынке, а будет бороться за клиента в сегменте, где потребности в дополнительных средствах размещения в настоящее время нет.
«Например, высокий ценовой сегмент у нас зачастую отличается от среднего в основном ценой. По технологическим стандартам, не говоря уже о сервисе, наши пятизвездочные отели за редким исключением существенно уступают европейским, и динамика к преодолению этого разрыва пока незначительна. Нам нужны качественные, настоящие «пятерки». Однако «Хилтон» изначально ориентируется на ценовую категорию от 3 до 5 тыс. руб., к которой принадлежит большинство отелей города», — рассказал Андрей Старовойтов.
Директор конгрессно-туристического холдинга «Визит Урал», председатель НП «Конгресс Бюро г. Екатеринбурга» Оксана Трофимова-Ниденталь полагает, что сегодня наибольшая потребность на рынке наблюдается, наоборот, в более низком ценовом сегменте.
«На наш взгляд, отели на 4-5 звезд, такие как «Хилтон», сейчас будут только страдать, потому что потребность в регионе именно в недорогих гостиницах туристического класса — 3 звезды и ниже. Возможно, она возникнет через 3-4 года, в частности, в связи с чемпионатом мира, но пока будет очень сложно. Сегодня необходимо ориентироваться на внутренний туризм, где люди платят из собственного кошелька исходя из своих зарплат. По общероссийской статистике, сейчас для россиян нормально, если поездка стоит около 17 тыс. на человека за 4-5 дней. Такие и нужны гостиницы. А деловой туризм и так обслужен: он не нуждается в дополнительных средствах размещения», — пояснила она.
Что касается перспектив рынка гостеприимства в Екатеринбурге, эксперты полагают, что в настоящее время он только начинает выправляться после существенного сокращения. И процесс это небыстрый. Чтобы гостиничный бизнес мог развиваться дальше, отельерам следует учитывать особенности экономической ситуации и перестраивать бизнес-планы, стараясь не осложнять друг другу работу в погоне за сиюминутной выгодой.
Елена Цылева