В условиях экономического кризиса в уральском бизнес-сообществе тает вера не только в прогнозы чиновников и аналитиков, но и экстрасенсов. До обвала рубля в декабре 2014 года предприниматели активно прибегали к «мистическим» услугам. После этого вместе с прибылью у бизнесменов снизилось доверие к «деловой магии». Приток новых посетителей к парапсихологам и ясновидящим заметно снизился. На сегодняшний день рынок «мистических» услуг держится в основном на старых клиентах.
Спрос на «деловую магию» достиг своего пика в конце 2013 — начале 2014 года. В то время бизнес-сообщество жило в ожидании кризиса и активно обращалось к услугам ясновидящих. Денег на эти цели, судя по прайсам «специалистов», клиенты не жалели.
«За сильные магические воздействия, которые требуют с моей стороны ощутимой энергозатраты и закупки материалов, сумма лично для заказчика должна быть ощутимой, но не разоряющей и не взятой в долг, поскольку оплата производится именно во избежание кармического долга», — поясняется на сайте екатеринбургского экстрасенса Киры Котеевой.
В центре парапсихологии «Грани» исправить тяжелое положение бизнесмена обещают на сумму от 100 тыс. руб. Хотя в среднем начальная цена среди экстрасенсов выглядит вполне заманчивой. Например, екатеринбургская ясновидящая Анжела предлагает посмотреть «ауру» клиента за 500 руб. В зависимости от результатов «обследования» посетителю станет ясно, будет ли эта оплата для него последней.
Смог ли кто-то из ясновидящих и парапсихологов предсказать экономический кризис в том масштабе, который наблюдается сейчас, неизвестно. Правда, уральские предприниматели особо и не интересовались глобальными проблемами. Их просьбы в основном носили локальный характер.
«Ко мне часто обращаются индивидуальные предприниматели. Их интересует увеличение объема продаж. Больше их ничего не интересует. Они готовы платить деньги, а как я это делаю — им неинтересно», — пояснил УрБК шаман Всевед.
С ухудшением экономической ситуации в России иррациональное поведение среди бизнес-сообщества, как ожидалось, должно было усилиться. Однако всплеска новых клиентов после наступления кризиса ясновидящие не ощущают. Вместе с тем, по словам ведуньи Натали Коржак, как и прежде, посетителей интересует открытие нового дела. У ясновидящей Елизаветы популярна услуга: «Отбить канал на удачу».
У парапсихологов по сравнению с ясновидящими дела с 2015 года идут хуже. По словам целителя Марата Курбанова, после Нового года к нему перестали приходить новые клиенты.
«У меня 50% всех посетителей — это бизнесмены. Увеличения клиентов с Нового года нет. У всех депрессия», — сказал Курбанов.
Впрочем, совсем без работы такие «специалисты» не остались. В условиях кризиса своих постоянных клиентов парапсихолог, по его словам, настраивает на то, как удержать бизнес в тяжелых условиях.
Отсутствие ажиотажного спроса на «магические» услуги, как это было в период ожидания кризиса, может свидетельствовать о том, что обращение к таким специалистам для бизнесменов попало в разряд сокращаемых расходов наряду с рекламой и бизнес-обучением. Не исключено, что некоторые предприниматели просто разочаровались в эффективности такой стратегии ведения своего дела.
В то же время поток постоянных клиентов у экстрасенсов (с опытом посещения более 5 лет) пока сохраняется на прежнем уровне. Однако даже самому топовому ясновидящему навряд ли удастся долго продержать предпринимателей в числе своего преданного контингента. Экономический кризис не щадит даже самих специалистов эзотерической направленности.
«Таких тяжелых времен не было даже в 98-м, во время дефолта. Потому что сейчас прибавились громадные обязательные платежи: коммунальные, налоги, Пенсионный фонд. Регулярные и беспощадные. Если так пойдет и дальше, ничем хорошим это не кончится», — пояснила философ, психолог и астролог Анна Кирьянова.
Сергей Беляев