Рынок event-услуг Екатеринбурга претерпевает значительные изменения. Перспективный и активно развивавшийся в начале 2014 года бизнес сегодня переживает сокращение числа заказов, уменьшение финансирования мероприятий. По мнению экспертов, негативные экономические явления сократят число event-агентств, а оставшихся игроков научат максимально оптимизировать затраты.
По разным оценкам, на сегодняшний день объем заказов на проведение различного рода мероприятий — как деловых, так и развлекательных — сократился на 20-40%.
«Начало 2014 года для нашего бизнеса было великолепным, все планы продаж выполнялись легко: сказывалась эйфория после Олимпиады и разные политические события. Но со второго полугодия клиенты стали обрезать бюджеты, отменять мероприятия, потом «поплыл» курс валют. По нашим оценкам, рынок упал на 40%. Это третий серьезный кризис на моей памяти, и я считаю, что скоро event-индустрия изменится достаточно сильно. Половину мероприятий будут отменять, сокращать бюджеты», — рассказал управляющий партнер компании Eventum Premo Александр Шумович.
При этом эксперт уточняет, что высказанные им оценки касаются в основном московского рынка. В регионах ситуация изменилась в меньшей степени.
«В Екатеринбурге сокращение числа заказов менее заметно, чем в Москве: у нас совершенно другие суммы бюджетов. Кроме того, кризис не сказался на городских праздничных мероприятиях, хотя частные компании наблюдают снижение спроса на 20%. Мы полагаем, что в дальнейшем региональный сегмент может «просесть» на 25-30%, но надеемся удержаться на двадцатипроцентной отметке», — пояснил исполнительный директор «Дирекции городских праздничных мероприятий» Илья Марков.
По его словам, есть и качественные изменения в структуре заказов: если раньше у компаний были деньги, чтобы просто развлекаться, теперь оставшиеся на рынке заказчики требуют от мероприятия направленности на достижение конкретных, понятных целей.
«Клиенты тщательно анализируют возможную эффективность предлагаемых форматов и выбирают, на что им полезнее направить средства — на event или, допустим, на наружную рекламу. И event-агентствам приходится убедительно доказывать свою полезность», — рассказал Илья Марков.
Существенно снизились бюджеты мероприятий. По словам Александра Шумовича, сейчас заказчики все чаще меняют банкет на фуршет, отказываются от бессмысленных с точки зрения маркетинга традиций в пользу мероприятий, где можно просчитать значимый для экономики компании результат.
«Средний ценник снизился: стали пользоваться спросом в основном мероприятия стоимостью до 100 тыс. руб. Клиенты гораздо реже заказывают event «под ключ», стараясь сэкономить на помещении, оборудовании, развлекательную программу пытаются организовать своими силами. Актуальным остался event-маркетинг и различные семейные события», — рассказал директор екатеринбургского агентства «Анима.Промо» Александр Рэндом.
Соответственно, приходится оптимизировать расходы и самим организаторам мероприятий: экономить на аренде помещений, зарплатах и численности сотрудников.
«Сейчас всех ждет cost-cut. Наша компания переехала в офис поменьше, сократила штат. По моим наблюдениям, те агентства, которые помоложе, на многое надеются или даже делают вид, что ничего не случилось. Но те, кто постарше, готовятся «перезимовать», ищут оригинальные идеи, которые позволят продержаться, занять новую нишу», — отметил Александр Шумович.
По мнению креативного директора агентства AXIS Евы Габуловой, сегодня рынок теряет не только в показателях оборота, но и в уровне профессионализма. И в то же время выжить в новых условиях компании смогут только за счет интенсивной аналитической работы и использования современных технологий.
«К сожалению, у многих брендов сейчас быстро меняются кадры, и приходится договариваться с одними людьми, а потом работать уже с другими. Смелых не осталось: клиенты требуют надежности. С другой стороны, нужно сказать, что есть много возможностей, которыми наши агентства не пользуются и даже не знают о них. Так, не слишком дорого стоят программы для iPad и смартфонов, позволяющие подключать к мероприятиям соцсети, моментально транслировать фоторепортажи и так далее», — отметила она.
Впрочем, эксперты полагают, что несмотря на все принимаемые меры, значительная часть event-агентств будет вынуждена прекратить работу: рынок ждет самоочищение. В 2015 году будут актуальны только самые эффективные проекты и наиболее гибкие и готовые работать исходя из любого, даже самого минимального бюджета, компании.