Свердловский хлебокомбинат «Смак», который принадлежит холдингу «Макфа», из-за девальвации рубля и подорожавших кредитов останавливает развитие. Предприятию придется отказаться от новых инвестпроектов и пересмотреть существующий ассортимент в сторону сокращения. Как прогнозируют на самом предприятии, в кризис популярностью будет пользоваться дешевая хлебобулочная продукция. Не исключено, что по такому же пути пойдет и ряд других производителей. Конкуренция среди свердловских хлебопеков очень высокая. Уральцев же теперь интересует не изысканность продукции, а ее доступность.
До обрушения курса рубля и подорожания кредитов на «Смаке» полным ходом шла модернизация производства. Хлебокомбинат ориентировался на зарубежное оборудование. По словам управляющего предприятием Владилена Фуфарова, отечественный производитель не мог предоставить станков, на которых можно делать качественную продукцию.
«Некоторую технику у нас в стране не производят. Имеющееся отечественное оборудование с нашей стратегией не вяжется. У нас такая политика — если наш продукт должен быть качественным, то под него все подстраиваем — и сырье, и оборудование должно быть хорошим», — сказал Владилен Фуфаров.
На «Смаке» предпочитают работать с импортным оборудованиемПоследним на сегодняшний день крупным проектом «Смака» стал запуск производства французских булочек в 2014 году. Проект появился 2 года назад, когда хлебопеки были заинтересованы привлечением покупателей новой продукцией. Хлебокомбинат взял кредит, закупил импортное оборудование и начал выпуск бриошей и молочных булочек. Новое производство сопровождалось широкой рекламной кампанией.
Однако в январе 2015 года предприятию пришлось сократить объем выпуска новой продукции и полностью свернуть рекламную поддержку.
В начале 2015 года «Смак» сократил выпуск новой продукции«Осенью производство начало набирать обороты, но в январе пришлось сократить объемы. Сказались новые цены и посленовогоднее затишье», — пояснил Владилен Фуфаров.
Для хлебокомбината подорожали добавки, используемые при производстве булочек, дрожжи, маргарин, а также упаковка. Вследствие этого «Смак» увеличил цены на всю свою продукцию на 10%. Дальнейшего роста стоимости, как заверяют на хлебокомбинате, не предвидится.
«Мы подняли цены на 10% на весь ассортимент. Думаю, что на этом и остановимся, иначе объем продаж будет падать. Потребительская способность населения с февраля заметно стала ниже по сравнению с прошлым годом», — сказал управляющий хлебокомбината.
Предпосылок к улучшению ситуации на предприятии не видят. По оценке Фуфарова, к концу весны 2015 года доходы потребителей будут только снижаться. Соответственно, будет расти спрос на дешевые сорта хлебобулочной продукции, как это было в 2008-2009 годах.
В сложившихся условиях «Смак» готовится перейти к режиму экономии. Предприятие в первую очередь будет вынужденно отказаться от новых инвестиционных проектов. Из-за девальвации рубля и подорожавших кредитов новое оборудование для хлебокомбината стало недоступно. Вследствие этого каких-то новинок от «Смака» свердловчане в ближайшее время не увидят. Да и существующий ассортимент может сократиться.
Из-за кризиса «Смак» не сможет расширять производство«В настоящее время мы ужимаем ассортимент. У нас большие обороты, и поэтому оперировать крупным ассортиментом сложно», — пояснил управляющий хлебокомбината.
Также «Смак» полностью сократил расходы на рекламную поддержку. Вместе с тем на предприятии возобновились экскурсии, которые были прерваны из-за обустройства этого цеха. Самостоятельно знакомить людей с собственной продукцией хлебокомбинату в нынешних реалиях удобнее, чем нанимать для этих целей специалистов по рекламе.
Кроме того, в рамках оптимизации работы предприятия за последние полгода, по словам управляющего, было сокращено 30 человек из числа производственного и технического персонала.
Бороться с кризисом в 2015 году «Смаку» предстоит в одиночку. По словам Владилена Фуфарова, ни государство, ни холдинг «Макфа», в который входит свердловский хлебокомбинат, и ранее не оказывали финансовой помощи. Тем более не приходится рассчитывать на дополнительные средства в условиях, когда и региональные, и федеральный бюджеты испытывают трудности с заполнением.
Однако и той помощи, что государству по силам предоставить, хлебопеки дождаться не могут. Речь идет о давнем конфликте между хлебопеками и торговыми сетями по возврату нереализованной продукции. По словам Владилена Фуфарова, доля хлебобулочной продукции, от которой отказались риелторы, достигает 10%.
«Сложилась такая коммерческая практика, что все нереализованные продукты мы должны забирать. Когда сети возвращают 10% нереализованной продукции, они ответственности за заказ не несут. По факту эти 10% хлеба просто выбрасываются на помойку», — отмечает управляющий.
По его словам, «Смак» не может отказаться от заказов на условиях отсутствия возврата продукции, поскольку в Свердловской области слишком высокая конкуренция на рынке производителей хлебобулочных изделий. Как считает Фуфаров, избежать потерь из-за возврата продукции можно только за счет государственного регулирования.
По оценке экспертов, в Свердловской области насчитывается как минимум 5 крупных игроков. В условиях высокой конкуренции как повышение цен, так и отказ от заказов из-за возвратов грозят убытками и потерей своей ниши. В наиболее выигрышном положении окажутся предприятия, выпускающие массовые сорта хлеба. Предприятиям, которые ранее стремились угодить изысканным потребителям, придется переориентироваться в соответствии с кошельком сегодняшнего покупателя.