Рынок подарочных карт в последние годы ежегодно рос на 15-20%. Однако сейчас ситуация может измениться. Население с ноября-декабря прошлого года стало массово отказываться от покупки денежных сертификатов из-за резкого падения курса рубля. Люди настолько разочаровались в российской валюте, что решили приобретать товары здесь и сейчас, а не деньги на карточке, покупательная способность которых в последнее время постоянно снижается. В первую очередь пострадали магазины бытовой техники и косметики: доля импортной продукции здесь наиболее высока.
После новогодних праздников магазины, предлагающие своим клиентам купить денежные сертификаты, столкнулись со снижением объемов продаж своей продукции.
«Сейчас спрос в несколько раз ниже, чем в канун Нового года. Однако мы рассчитываем, что в ближайшее время ситуация изменится. В целом из-за кризиса люди стали экономить на подарках. Во-первых, снизился средний номинал одного реализованного подарочного сертификата. Во-вторых, в декабре 2014 года карточки продавались значительно хуже, чем в конце 2013», — сообщили УрБК в одном из екатеринбургских магазинов «Л'Этуаль».
Спад продаж обусловлен не только фактором сезонности, считает менеджер торгового зала магазина «Золотое яблоко».
«Мы поставляем косметику преимущественно из стран Европы и США. Несмотря на то, что цены в последнее время увеличились всего на 2-3%, население в декабре крайне неохотно покупало подарочные сертификаты. Возможно, на это повлиял резкий рост курса доллара США и евро по отношению к рублю. Люди настолько разочаровались в российской валюте, что решили покупать косметику здесь и сейчас, а не брать условные 3 или 5 тыс. руб. на карточке», — сообщил менеджер.
В одном из магазинов одежды MEXX также заявили, что сейчас сертификаты практически не покупают.
«В канун Нового года мы наблюдали всплеск продаж. Сейчас продажи практически не идут. Люди обычно покупают денежные карты перед каким-либо праздником», — рассказала УрБК администратор Вера Тищенко.
В магазине «Мир парфюмерии и косметики» сообщили, что сейчас сертификаты продаются достаточно плохо.
«Однако у нас реализация натуральных товаров занимала куда более важное место, чем реализация денежных карточек. Поэтому для нас ничего не изменилось», — сообщила менеджер по продажам магазина.
Проблема продаж сертификатов не наблюдается в магазинах бытовой техники. В частности, в компании «Евросеть» заявили, что покупатели предпочитают покупать денежные сертификаты с мелким номиналом.
«Наиболее востребованы карты в 1 тыс. руб. Покупатели, если говорить об аксессуарах, чаще всего обменивают подарочные сертификаты на дополнительные автомобильные зарядные устройства для гаджетов, средства по уходу за оптикой, внешние жесткие диски, карты памяти. В качестве подарка среди гаджетов особой популярностью пользуются смартфоны», — сообщила УрБК директор департамента телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов компании «Евросеть» Мария Шалина.
В салоне тайского массажа «Восточный рай» сообщили о существенном снижении объемов реализации подарочных сертификатов.
«Раньше мы ежедневно продавали по 20-30 карт со средним номиналом 3-5 тыс. руб. Сейчас население все чаще покупает карты номиналом 1 тыс. руб. Объемы продаж также серьезно упали. Конечно, сказывается сезонный фактор. Все-таки сертификаты принято дарить в канун праздников. Поэтому после Нового года продажи почти остановились. Однако интерес граждан к сертификатам даже с учетом фактора сезонности стал намного ниже. Объемы реализации в декабре снизились как минимум в полтора-два раза», — сообщила менеджер салона Мария.
Таким образом, магазины, предлагающие приобрести подарочные сертификаты, столкнулись не только со значительным падением продаж, но и со снижением среднего номинала проданной карты.
Некоторые магазины пока не зафиксировали негативных тенденций на рынке.
«Мы не наблюдаем ни падения продаж, ни снижения средней суммы одного проданного сертификата. Сейчас она составляет порядка 2 тыс. руб.», — сообщили УрБК в магазине женского белья «Palmetta».
Директор салона-магазина «Отражение» Светлана Богданова добавила, что в последние годы рынок подарочных сертификатов непрерывно рос на 15-20%.
«Однако с конца прошлого и в начале этого года мы видим обратную динамику. Население массово отказывается от покупки денежных сертификатов. Помимо резкого падения курса рубля, на это повлияло общее снижение платёжеспособности населения из-за кризиса. Еще один фактор — рост конкуренции на рынке. В последние годы рынок в среднем рос на 15-20%. Поэтому конкуренция значительно выросла. У человека появился выбор, и не факт, что этот выбор будет сделан в пользу парфюмерии, а не в пользу, например, бытовой техники», — уверена Светлана Богданова.
В целом развитие данного рынка отражает основные тенденции в общеэкономическом развитии страны, полагают эксперты. Поэтому ситуация улучшится только тогда, когда, во-первых, у населения вернется доверие к российской валюте. Во-вторых, после существенного улучшения ситуации в российской экономике, которое приведет к повышению платежеспособности населения. Скорее всего, в ближайшее время этого не произойдет.
Евгений Чечкин