Стоимость издательско-полиграфических услуг в Екатеринбурге в последнее время выросла на 50-60%. По мнению экспертов, это обусловлено резким падением рубля по отношению к евро и доллару (более чем в 2 раза). Типографии практически не используют отечественное оборудование и расходные материалы, поэтому вынуждены закупать станки и комплектующие за валюту. По этой причине ослабление российской валюты в последние несколько месяцев привело к резкому повышению стоимости полиграфических услуг.
В Свердловской области на сегодняшний день насчитывается более 180 типографий. Их можно условно разделить на шесть основных сегментов: журнальные типографии, газетные, книжные, типографии, производящие этикетки, упаковки и рекламные носители. По словам экспертов, все центры печати Екатеринбурга пользуются исключительно импортным оборудованием: закупают станки за американские доллары и евро.
Однако покупка техники происходит нерегулярно (по мере износа или выхода из строя старой), тогда как расходные материалы типографиям необходимо закупать практически ежедневно. Они также в основном импортного производства.
«В структуре себестоимости полиграфических услуг доля затрат на расходные материалы составляет до 80%. Следовательно, двукратное повышение курса доллара и евро привело к пропорциональному росту цены (на 60%. — Ред.). Также хотел бы отметить, что рентабельность нашего бизнеса в последнее время упала. Сейчас она составляет 15-20%», — об этом УрБК сообщил заместитель директора типографии «Профиль» Максим Егоров.
Об ухудшении ситуации на рынке также рассказали в типографии «Айсберг».
«В среднем стоимость издательско-полиграфических услуг в Екатеринбурге выросла на 30-50%. Это во многом обусловлено тем, что в нашей стране практически не производят ни техническое оборудование, ни расходные материалы. К примеру, ведущий в России поставщик бумаги — компания «Берег» ежедневно обновляет свой прайс в соответствии с текущим курсом иностранных валют», — сообщила менеджер типографии «Айсберг» Светлана.
По ее словам, на рынке сохраняется напряженная ситуация. Игроки не знают, как будут развиваться события даже в ближайшие две-три недели.
Другая типография — «Малахит» пока повысила цены всего на 20%, однако в ближайшее время ценник может подрасти еще раз.
«Мы также закупаем исключительно импортные станки. В этом году в модернизацию технического оборудования вложили 150 тыс. долл.США. В 2015-м, вероятно, также потратим на эти цели немалые деньги. Кроме того, валютные колебания приведут к значительному удорожанию для нас сервисных услуг. Дело в том, что, приобретая дорогие импортные станки, мы заключаем контракт с иностранной компанией на сервисное обслуживание. Расчеты по нему ведутся в долларах», — заявил коммерческий директор типографии «Малахит» Максим Марьясов.
По его словам, это также приведет к удорожанию себестоимости производства для типографии.
Поэтому производители могут столкнуться с серьезными трудностями. С одной стороны, они вынуждены повышать цену на свою продукцию. Это существенно ограничивает спрос на издательско-полиграфические услуги. С другой стороны, этот рынок находился в кризисе еще до резкого падения курса российской валюты.
«Неуверенность в типографиях появилась с начала прошлого года. Фактически в малом бизнесе с 2013 года наметилась тенденция к уходу в «серые» схемы, у крупных предприятий появились убытки. Понятно, что в этих условиях бюджеты на рекламу стали сокращаться», — считает руководитель издательско-полиграфического центра «АМБ» Владимир Лобок.
В текущем году, как отметил эксперт, ситуация ухудшилась в связи с введением санкций в отношении банковского сектора, который являлся одним из ключевых рекламодателей. Также рекламный рынок может потерять клиентов из числа торговых сетей, которых после введения эмбарго на европейское продовольствие беспокоит больше наполняемость прилавков, чем печать информационных листовок. Вследствие этого экономия на рекламе со стороны предприятий среднего и малого бизнеса для типографий стала ощутимее.
Таким образом, удорожание стоимости издательско-полиграфической продукции может ухудшить и без того сложную ситуацию на рынке. Это еще сильнее сократит спрос на данную продукцию среди населения и бизнеса. При таком сценарии типографии могут понести серьезные финансовые убытки.
Евгений Чечкин