Кризис, падение рубля и рост цен заставляют россиян экономить. Как показывают данные статистики, главными жертвами сокращений семейного бюджета становятся так называемые «необязательные расходы». В первую очередь к ним относятся траты на развлечения и на товары, не имеющие утилитарного значения, но приносящие радость своим обладателям.
В результате под удар кризиса попал целый пласт новой, возникшей буквально у нас на глазах экономики — «хипстерской экономики». На грани выживания неожиданно оказалось огромное число микро-бизнесов, главной целью которых было производство «счастья» и «предметов для создания образов себя». Речь идет в том числе о большой индустрии разного рода «хенд-мейда», производства индивидуальных открыток, милых поделок, оригинальных штучных аксессуаров, от колье и бабочек до расписных тарелок и задников для айфонов. В «группе риска» оказываются микроателье, студии нейл-арта и «творческие» парикмахерские, фотостудии и сервисы печати снимков. В конце концов даже кофейни и кондитерские, ставшие местами встречи представителей «креативного класса» и оплотом хипстерской идеологии, в последние месяцы испытывают серьезные проблемы с посещаемостью и прибылью.
С точки зрения «большой экономики» у подобного бизнеса в складывающейся ситуации весьма туманные перспективы. «Пирамида Маслоу» недвусмысленно намекает, что потребности в самоопределении и индивидуализации, досуге и эстетическом наполнении жизни являются намного менее базовыми, чем потребность в еде или теплой одежде.
Однако наши жизненные реалии не раз опровергали любые объективные экономические теории, а способность к кооперации и взаимопомощи оказывалась выше абстрактных «пирамид». Очевидно, что возможности для выживания «хипстерской экономики» лежат именно в области взаимной поддержки людей, которым эта культура небезразлична, для которых она является важной частью образа себя. И очень важно, что сами представители «креативного класса» прекрасно его осознают и вполне внятно артикулируют.
Примером, а в некотором смысле — и манифестом самоорганизации и взаимной помощи может служить обошедшее социальные сети воззвание к «близким по духу», выражающее стратегию, которая может позволить «хипстерской экономике» остаться на плаву.
«Давайте покупать новогодние подарки в малых предприятиях и у людей, которые трудятся сами на себя. Например, у вашего соседа, который сам продает в он-лайн, у знакомого мастера с «золотыми» руками, который сам делает украшения, у девушки, которая имеет свой потрясающий цветочный магазин и магазин подарков, у вашего друга, который имеет собственный магазин, у знакомого кондитера, который своими руками делает торты и пирожные, булочки и конфеты, или парня, который имеет лавку на рынке. Ребята, у которых есть своё кафе или салон. Давайте сделаем так, чтобы деньги пошли на отдельных конкретных людей, а не транснациональным корпорациям. Таким образом, больше местных жителей будут иметь лучший Новый год», — пишется в собравшем тысячи перепостов сообщении в Facebook и «Вконтакте», размещенном на множестве сайтов разного рода хипстерских хенд-мейд бизнесов.
И действительно, если все горожане, чувствующие свою причастность к этой своеобразной новой урбанистической культуре, купят у знакомого фотографа качественный снимок, выпьют лишнюю чашечку кофе в любимой кофейне, закажут к Новому году пару дизайнерских открыток, букет и оригинальный подарок, то чей-то небольшой бизнес получит возможность выжить и развиваться.
Сусоев Максим