На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о проблемах и перспективах туристического рынка Свердловской области ответил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.— Михаил Анатольевич, можете ли вы уже подвести предварительные итоги 2014 года на туристическом рынке? — Заканчивающийся год был, пожалуй, самым сложным как для выездного, так и для въездного, и внутреннего туризма с 1998 года, хотя тогда ситуация была совсем иной, и сравнивать не стоит. В этом году сошлись воедино все проблемы — и экономические, и политические, а также внутриотраслевые, которые накапливались годами.
В первую очередь туристическая отрасль особо остро ощущала на себе скачки валюты. Изначально это произошло весной, после чего пришлось заметно пересмотреть летние программы: какие-то были сокращены, какие-то даже убраны. И это все на фоне общеэкономического ухудшения: денег у людей стало меньше — они и ездить стали меньше.
Также нельзя не брать в расчет и политическую ситуацию, которая не способствовала туристическому обмену с зарубежными странами — притоку иностранных граждан в Россию и выездам наших граждан за рубеж, но это уже вторичный фактор.
Сказалось и то, что мы прогнозировали еще в 2013 году: не был реформирован и крайне устарел федеральный закон № 132, который полностью регламентирует туристическую деятельность. Он работал неэффективно, что вызывало массу сложностей уже в прошлом году, а в 2014 году все эти факторы суммарно привели к многочисленным банкротствам туроператоров. Банкротства, в свою очередь, стали причиной паники среди туристов, отказа от бронирования и сокращения туристического объема.
Хотя подводить черту еще рано, но уже видна динамика бронирования новогодних и предновогодних туров. По Европе мы прогнозируем, что к концу года будет сокращение объема около 40%, в меньшей степени по юго-восточной Азии и Египту. Суммарно, по нашим оценкам, объем потерь по выездному рынку составит не менее 30%, что, конечно, для отрасли очень существенная цифра. Это приведет к целой череде последствий, изменений на туристическом рынке.
— Каковы будут эти последствия и что, на ваш взгляд, в такой непростой обстановке ждет отрасль в 2015 году?— Из явных последствий, которые мы уже ощущаем, в следующем году ожидается существенное сокращение числа турагентств, а также туроператоров. Так называемые «нишевые» операторы, которые работают по одному небольшому сегменту, либо будут объединяться, либо вынуждены будут уйти с рынка, потому что новый закон о туризме станет более четко регулировать рынок и способствовать наведению на нем порядка. Сейчас в этом есть необходимость. Но, к большому сожалению, в этом году данные поправки либо закон приняты не будут. Видимо, их принятие состоится весной следующего года.
По ряду крупных федеральных туроператоров последует сокращение на 20-40%. И едва ли к летнему сезону их число будет восстановлено. Мы предполагаем, что на 20-30% к началу летнего сезона сократится количество турагентств. Вследствие этих факторов наша сфера неизбежно добавит соискателей на рынок труда.
— Повлечет ли сокращение выездного объема увеличение его на внутрироссийском рынке?— Что касается внутрироссийского туризма, проведенный анализ говорит о том, что если будет снижение стоимости авиаперевозок в Крым и Сочи, мы сможем значительно усилить эти направления. Мы изучили наземное обслуживание, весь сервис, службы, и сейчас уже нам понятно, что такое Крым, и что такое постолимпийский Сочи. На сегодняшний день мы можем прогнозировать, что будет заметный рост числа уральцев, желающих отдохнуть по данным направлениям и Краснодарскому краю в целом.
Есть версия, что напряженность в сегменте «загранки» создается специально, чтобы усилить Крым и Краснодарский край. Это не совсем так. Если мы говорим об ухудшении финансового положения граждан, то не может быть, чтобы те полмиллиона, которые не поехали в Европу, прибавились в качестве туристов на территории России. Дело в том, что ухудшение касается всех категорий граждан. И те, кто ранее совершал поездки внутри региона или внутри страны, возможно, вообще откажутся куда-либо ехать.
— Как в таком случае могут перераспределиться туристические потоки в будущем году?— Сейчас лидерами по «загранке» являются Турция, Египет, Таиланд и Объединенные Арабские Эмираты. Возможно, в 2015 году будут пользоваться спросом долларовые, но не слишком дорогие страны. В Северной Африке, помимо Египта, это Тунис и Марокко: они могут составить существенную конкуренцию излюбленным нашими гражданами направлениям — Греции и Испании, потому что там то же море, неплохой сервис, но ниже стоимость не только гостиниц, но и отдыха внутри страны — питания, экскурсий и т.д.
Кроме того, с появлением Хайнаньских авиалиний на рынке Екатеринбурга мы видим, что повысился интерес к Китаю и к Азии. Также на этом направлении играют роль удобные стыковки, которых раньше не было.
— Какие еще меры могут предпринять участники рынка для коррекции ситуации и сохранения объемов турпотока?— Мы уже наблюдаем изменения среднего количества дней в туре. Операторы иначе формируют свои программы. Ранее туры составляли 12-14 дней, это был стандарт. Сегодня общее число туристов не становится слишком малым, но сокращается количество проведенного за рубежом времени. В среднем сейчас путешествуют 8 дней. И, видимо, следующие программы, и чартерные в том числе, будут рассчитываться из этого срока пребывания — иначе становится слишком дорого, люди лишены возможности оплачивать такой отдых. Доходы граждан никак не выросли, а доллар США и евро выросли на 40%. Соответственно, на столько же увеличится стоимость туров. И тут два пути: либо сокращение дней пребывания, либо изменение звездности, что менее предпочтительно. Такие тенденции чувствуются уже сейчас, а к следующему лету они уже будут неким стандартом.
— Какой сегмент туристического рынка пострадал от негативных тенденций уходящего года в наименьшей степени?— Самый дорогой сегмент практически не просел. Кроме того, Уральской ассоциацией туризма и ее партнерами предпринимались активные действия по привлечению туристов в некоторые регионы. И по этим направлениям наблюдался даже рост. То есть многое зависит и от профессионального сообщества: оно может формировать спрос по тем или иным направлениям. Например, по Европе общее падение составит 40%, из них по Чехии — 25-30%, а по отдельным ее регионам — Южной Чехии или Моравии, с которыми мы на протяжении двух лет ведем интенсивную работу, наблюдается рост. Нет падения по странам Центральной и Латинской Америки. Конечно, это очень малый процент на фоне всей «загранки».
Таким образом, хотя мы не можем изменить общую тенденцию, когда существенный спад, такой как в загрантуризме, но скорректировать отдельные направления вполне в состоянии.
— Могут ли изменения на туристическом рынке привести к притоку желающих отдохнуть на Урале?— Идея, что колоссальное сокращение зимних программ, чартерных программ приведет к перенаправлению потока туристов в Свердловскую область, на Урал — полное заблуждение. На сокращенных рейсах на одном борту могло быть не меньше 150 человек. А весь номерной фонд, который окружает Екатеринбург, крайне мал. Имеющиеся у нас средства размещения с достаточным уровнем сервиса — это гостиницы на 10-15 номеров. Плюс десятка три коттеджей вокруг города. На Новый год и период школьных каникул они и так хорошо заполнялись. Таким образом, ни нам, ни нашим ближайшим соседям — челябинцам, пермякам — просто нечего предложить тем людям, которые откажутся от зарубежного отдыха.
— На что все-таки можно надеяться сегодня участникам рынка в сложившейся непростой ситуации?— Нужно сказать, что туристический рынок должен был реорганизоваться: количество агентств и операторов было чрезмерным, и определенные изменения стали просто необходимы. Сокращение чартерных программ — это тоже не негативный, а положительный момент: не будет пустых рейсов, демпинга, банкротств туроператоров. Произойдет оздоровление рынка, хоть и сложным, болезненным путем.
На сегодняшний день ситуация непредсказуема. Основное — это не закон о туризме, не санкции и не визовые проблемы. Дело в возможности граждан платить за свой отдых. Если у людей будет достаточно средств, чтобы все свои жизненно важные проблемы решать и думать о путешествии, то на рынке найдется достаточно грамотных, умных профессионалов, чтобы предложить им в нужном количестве интересные турпродукты. Поэтому все надежды мы связываем сегодня с улучшением экономической ситуации как в стране, так и в регионе.