ОАО «Уралмашзавод» раскрыло свои финансовые показатели за 9 месяцев 2014 года. И хотя предприятию удалось по сравнению с аналогичным периодом уменьшить чистый убыток, растет количество заемных средств, которые неизбежно придется возвращать, а выручка предприятия, в том числе от продажи машин и оборудования, продолжает снижаться. В современных условиях, когда даже в официальном отчете предприятия в качестве рисков присутствует фраза «финансовый кризис», говорить о возрождении «завода заводов», вероятнее всего, не приходится.
Выручка ОАО «Уралмашзавод» в январе-сентябре 2014 года составила 3 млрд 407 млн 701 тыс. руб. против 5 млрд 175 млн 847 тыс. руб. за аналогичный период 2013 года. То есть снижение составило 1 млрд 768 млн 146 тыс. руб.
Убыток от продаж в отчетном периоде составил 945 млн 648 тыс. руб., тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 453 млн 577 тыс. руб. При этом валовая прибыль по итогам III квартала 2013 года составляла 618 млн 585 тыс. руб., а за аналогичный период по этому показателю ОАО «Уралмашзавод» показало убыток в 195 млн 195 тыс. руб.
Прибыль в январе-августе 2014 года предприятию вновь получить не удалось, хотя убыток снизился до 1 млрд 771 тыс. 116 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу, заемные средства по краткосрочным обязательствам растут на протяжении последних трех лет. Если на конец 2012 года их сумма составляла 6 млрд 996 млн 840 тыс. руб., а к концу 2013 года — 4 млрд 556 млн 511 тыс. руб., то по итогам III квартала эта цифра выросла до 10 млрд 378 млн 068 тыс. руб.
Основная часть заемных средств выделена ОАО «Газпромбанк». Последний в отчетном периоде, который был выделен финансово-кредитной организацией, составил 1 млрд руб. Срок исполнения обязательств по кредиту, который составляет 5,68% от стоимости активов ОАО «Уралмашзавод», установлен до 16 июля 2015 года. Сделка была одобрена 25 июня 2014 года на годовом собрании акционеров предприятия. На какие цели будут направлены кредитные средства, не указывается.
Кроме того, ОАО «Газпромбанк» открыло для ОАО «Уралмашзавод» кредитную линию в размере 600 млн руб. Договор был заключен 24 сентября 2014 года, а срок исполнения обязательств по кредиту, который составляет 3,4% от стоимости активов предприятия, установлен 23 сентября 2015 года.
Как это ни парадоксально, но при отрицательных финансовых показателях предприятие считается хорошим заемщиком. Так, рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) подтвердило рейтинг кредитоспособности (долгосрочной кредитоспособности) компании на уровне А («высокий уровень кредитоспособности»), второй подуровень, прогноз — «стабильный».
При этом в документе указывается и убыточная деятельность, и низкий уровень достаточности капитала, и высокий уровень долговой нагрузки, и невысокие показатели ликвидности.
На фоне этого продолжает снижаться численность работников предприятия, что, впрочем, соответствует обещаниям руководства завода о сокращении персонала в 2014 году до 3 тыс. 566 человек. Если учесть, что по итогам I полугодия официально на заводе работал 3 тыс. 521 сотрудник, то в январе-сентябре их количество сократилось еще на 172 человека. Таким образом, план по сокращению персонала можно считать перевыполненным.
В отчете представлены данные с 2008 года о выручке ОАО «Уралмашзавод». В 2009 году в результате общего экономического кризиса она упала до 3,9 млрд руб., в 2010 году составила 5,2 млрд руб., в 2011 — 9,2 млрд руб., в 2012 году — 10,5 млрд руб., а в 2013 году — 7,2 млрд руб.
В документе говорится, что подобное положение дел соответствует рыночным тенденциям в указанный период времени. «Результаты деятельности общества в данной отрасли с учетом нынешней экономической ситуации являются удовлетворительными, показатели изменения объемов продаж лучше среднеотраслевых, — говорится в отчете.
Тем не менее, судя по финансовым показателям за 9 месяцев, выручка от продажи машин и оборудования, что является основной деятельностью ОАО «Уралмашзавод», составила 2 млрд 990 млн 394 тыс. руб., тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель был 4 млрд 258 млн 355 тыс. руб. Можно предположить, что суммарный итог по этому направлению в конце 2014 года вряд ли будет больше, чем в 2013 году. Так что говорить о возрождении некогда флагмана отечественного машиностроения пока, видимо, не приходится.