Рано радоваться: эффект от программы утилизации будет краткосрочным
В Екатеринбурге в январе-августе 2014 года объем продаж новых легковых автомобилей упал почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для того, чтобы преодолеть негативную тенденцию в Свердловской области (как и во всех других регионах РФ) в начале осени запустили программу утилизации старых автомобилей. Она предполагает возможность обмена своей старой машины на денежный сертификат номиналом 50 тыс. руб. Его можно будет использовать для приобретения нового авто, сборка которого осуществляется на территории нашей страны. Однако, по мнению экспертов, программа утилизации не способна полностью восстановить спрос на уральском рынке. На него давит ухудшение экономической ситуации в стране, снижение платежеспособности населения и рост цен на новые автомобили (в среднем на 10%).
Напомним, что решение о возобновлении ранее действующей программы по утилизации старых автомобилей приняли 28 августа на заседании правительства РФ. Принятая мера, по замыслу инициаторов, значительно облегчит ситуацию на российском авторынке, где в настоящее время происходит «захламление» старыми машинами, а также существенно простимулирует спрос на новые авто.
Первые итоги программы утилизации оказались впечатляющими. К примеру, в августе «АвтоВаз» — крупнейший российский производитель легковых авто — реализовал 26,5 тыс. автомобилей, а в сентябре (в первый месяц действия программы) — 36,5 тыс. Объем продаж вырос почти на 40%.
Екатеринбургские автосалоны, участвующие в программе утилизации, также пока фиксируют значительный рост объемов продаж. Один из представителей официального дилера Lada в столице Среднего Урала сообщил, что в сентябре-октябре продажи авто выросли почти в полтора раза.
Аналогичные цифры прироста объемов продаж фиксируют дилеры в сегменте бюджетных иномарок отечественной сборки.
«Продажи автомобилей Renault в сентябре выросли почти на 50% по сравнению с августом. Наибольшим спросом пользуются модели Logan, Sandero и Duster. При этом мы не ожидаем, что эффект от программы будет краткосрочным. Надеемся, что возросшие объемы продаж сохранятся на протяжении действия программы (до конца 2014 года — прим. ред.)», — сообщил руководитель отдела продаж Автобан-Renault Евгений Овчинников.
Однако представитель комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов полагает, что действие программы утилизации вряд ли полностью восстановит докризисный уровень спроса на авто.
«Данная мера является полезной. Однако отмечу, что спрос после внедрения программы вырос только в массовом сегменте — стоимостью до 380 тыс. руб. К примеру, на отечественные Lada Granta. В то время как в среднем и дорогом сегменте объемы продаж почти не изменились. На мой взгляд, восстановления докризисного уровня спроса в ближайшее время не произойдет. Во многом это обусловлено резким ростом курса иностранных валют по отношению к рублю. С начала 2014 года стоимость иностранных авто в среднем увеличилась на 10%. Не будем также забывать, что российские производители активно используют импортные комплектующие», — сообщил Максим Едрышов.
По его мнению, государство в конце года вполне может продлить срок действия программы утилизации.
«Одной программы утилизации недостаточно для того, чтобы полностью восстановить рынок. Для этого необходим стабильный рост уровня доходов населения, рост покупательской способности населения. Сейчас мы, скорее всего, наблюдаем обратную тенденцию. Кроме того, мне кажется, что текущий всплеск продаж легковых авто окажется временным. Возможно, к концу года объемы продаж вернутся к уровню января-августа 2014 года, потому что почти все, кто хотел сдать «автохлам» и купить взамен новую машину, сделают это в сентябре-октябре», — полагает независимый финансовый аналитик Григорий Руденко.
Подобного мнения придерживается директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.
«Эффект от внедрения программы утилизации окажется кратковременным. Основная причина — отмена государственной программы льготного автокредитования. Получается, власти просто заменили одну форму поддержки производителей другой. Тогда как по факту ничего не изменилось. Хочу подчеркнуть, что успех первой программы утилизации в России 2009-2011 годов во многом был обусловлен тем, что эти две формы господдержки функционировали одновременно. Сейчас совсем другая ситуация», — уверен Михаил Чаплыгин.
Можно сделать вывод, что программа утилизации привела к значительному росту продаж легковых авто в бюджетном сегменте — до 50%. Однако этот эффект может оказаться кратковременным из-за повышения стоимости автомобилей (в среднем на 10%) и снижения покупательской способности населения по причине ухудшения экономической и политической конъюнктуры.