Статьи
10.10.2014

Возвращение к истокам: назад к бумажной фотографии

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comЕще 20 лет назад вопрос о том, в каком виде фотограф должен отдать заказчику результаты фотосессии, казался абсурдным. Конечно же, результатом труда фотографа считались готовые фотоснимки и уже во вторую очередь — пленки с кадрами. С появлением цифровых фотокамер и распространением компьютеров ситуация кардинальным образом изменилась. Сейчас большинство фотографов считает достаточным отдать заказчику CD или флеш-накопитель с кадрами фотосессии. Напечатанные снимки или фотокниги стали редкостью, отличительной чертой услуги высокого класса. Впрочем, и в VIP-сегменте все чаще и чаще заказчик может получить только электронную версию фотоснимков.

Казалось бы, такая форма проще и удобнее для клиента. Он получает большой объем снимков, которые может посмотреть на компьютере или планшете, послать по электронной почте знакомым, разместить в социальных сетях. Кроме того, при желании он сможет сам распечатать фото с электронного носителя. К тому же такая форма подачи готового материала существенно дешевле, а фотограф фактически снимает с себя ответственность за конечный продукт.

«Мы замечаем, что все большее количество людей устраивает переброска фотографий на носители либо пересылка по электронной почте, и они уже сами либо распечатывают, либо размещают где-то. Если им нужны печатные фотографии, я им объясняю, что у меня есть печатник. Зачем я буду вклиниваться туда, в этот сегмент, чтобы потом бегать и слушать: «не тот размер», «не та толщина», «мне рамочка не нравится», — отмечает профессиональный фотограф Алексей Подоба.

С ним согласны далеко не все участники рынка. Многие из них считают, что конечным результатом должна быть все же отпечатанная фотография, и нести ответственность за весь технологический процесс должен именно фотограф, получающий за это деньги.

Ведь печать фотографий — достаточно сложный процесс, и далеко не всегда клиенту достаточно просто отнести файлы в фотомастерскую. Как правило, чтобы добиться высокого качества снимка, требуется совместная работа фотографа и технического специалиста, которые совместно задают параметры цветопередачи и иные технические параметры. Часто снимки, обработанные для того, чтобы красиво смотреться на экране компьютера, приходится существенно изменять перед печатью.

«Формально, имея на руках картинки в нужном формате, любой человек может пойти в фотосалон и распечатать их. Другой вопрос, что если человек пришел в фотолабораторию без понимания того, как фотография получится, то его может ожидать сюрприз. Поскольку цветопередача монитора компьютера и материала печати отличаются», — полагает фотограф студии Zoom Zoom Дмитрий Здомский.

Мнения о том, что специалист, который проводил съемку, должен держать под контролем все процессы, включая печать, придерживается и основатель системы фотокоучинга «Prime Pro» Сергей Преображенский.

«Безусловно, должен быть контроль фотографа. Если печать пустить на самотек, то качество может получиться неудовлетворительным, поскольку просмотр картинки на компьютерах корректного изображения не дает. Особенно это касается художественной и черно-белой фотографии», — сказал Преображенский.

Но до печати фотографии процесс доходит в том случае, если автору удается объяснить заказчику разницу между картинкой на экране и распечатанным кадром.

«Сейчас многие смотрят фотографии на компьютерах, на планшетах и считают, что этого достаточно. Разницу между экранной картинкой и печатной фотографией людям приходится объяснять на пальцах. Человек хочет сфотографироваться, но он не знает, как он будет выглядеть, пока не закажет услугу. Люди боятся пробовать потому, что не хотят ошибиться», — объясняет основатель «Студии семейной летописи» Андрей Калугин.

Практически все фотографы отмечают, что тенденция к отказу от печати со стороны заказчика стала массовым явлением. Но одни фотографы предпочитают с этим смириться и идут на поводу у заказчика. Некоторые предпочитают вообще не связываться с печатью, ограничиваясь предоставлением данных на электронном носителе и даже не предлагая услуг по изготовлению готовых снимков и фотокниг. Другие же выступают в роли культуртрегера, самостоятельно формируя спрос и рынок.

Как отмечают эксперты, среди «топовых» фотографов распространяется практика распечатывать снимки, даже если клиент эту услугу не заказывал. Специалисты таким образом проверяют качество фотографии. По словам Здомского, заказчик при желании может получить отпечатки.

«Часто бывает так, что заказчик просит фотографии на диске. Его приходится с большим трудом убеждать потратить деньги на печать снимков или изготовление фотокниги. Причем деньги на самом деле относительно небольшие. И ни разу не было такого, чтобы заказчик оказался недоволен полученным результатом, сказал «зря напечатали». Как правило, все совсем наоборот», — рассказывает Андрей Калугин.

Впрочем, эксперты, оценивающие рынок дорогостоящей фотографии, к которой можно отнести как студийную съемку, так и семейную, свадебную и портретную фотографию, отмечают, что он движется в сторону большего внимания к готовым печатным изображениям, в том числе и профессионально собранным фотокнигам. Но, по их оценкам, уже в ближайшие годы именно «материальная» составляющая фотографирования может определять статусность проводимой съемки. И одной из главных причин этого может стать психология заказчика, желающего иметь результатом достаточно серьезных финансовых затрат вполне осязаемый материальный объект, а не только набор файлов.

В то же время выдача результатов на электронном носителе с высокой долей вероятности станет маркером нижнего ценового сегмента рынка и сформирует тот трудно ощутимый сегодня водораздел между «дорогой» и «дешевой» фотографией. В этом случае можно ожидать серьезных изменений на фотографическом рынке и его перераспределение в пользу специалистов, умеющих работать с печатью.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
27.07.2012 Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил основатель агентства Pavleye Art and Culture ...

26.07.2012 Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил чешский фотограф и основатель агентства Pavleye Art and Culture Йозеф ...

18.06.2012 МБУ «Столица Урала»: профессиональные фотографы должны иметь в архиве 150 фотографий Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 18.06.2012. 15 июня 2012 года на сайте госзакупок была размещена котировочная заявка на оказание ...

01.02.2011 Василий Воинов: Гонорар фотографа может достигать 150–160 тысяч рублей

Фото предоставлено Василием Воиновым На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил ...

31.01.2011 Василий Воинов: Гонорар фотографа может достигать 150–160 тысяч рублей

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил фотограф Василий Воинов ...