Популярность благотворительности среди бизнес-сообщества Свердловской области набирает обороты. Планку в регионе задали крупные предприятия, обладающие достаточными ресурсами для создания собственных фондов. Вслед за ними милосердием прониклись предприятия малого и среднего бизнеса. Суммы пожертвований от предпринимателей пока остаются на скромном уровне. Вместе с тем число меценатов из года в год увеличивается. Однако в ближайшее время рост популярности благотворительности среди малого и среднего бизнеса может замедлиться. Для многих предпринимателей в условиях увеличения налогов и падения экономики на первый план выходит вопрос собственного выживания. Как полагают эксперты, развитие благотворительности в регионе еще долгое время будет зависеть от масштаба информационной поддержки и ресурсов крупных предприятий.
В среднем благотворительным фондам Свердловской области в год удается собрать несколько миллионов рублей. При этом, как следует из отчета фонда «Мы вместе», существенное увеличение суммы пожертвований произошло год назад. Если в 2011-2012 годах благотворительной организации удавалось собрать примерно по 3,5 млн руб., то к концу 2013 года в фонд поступило 5,6 млн руб. С начала 2014 года на счета «Мы вместе» было перечислено уже 4,8 млн руб.
Вместе с тем число жертвователей за последние 4 года неуклонно сокращалось. Если в 2011 году средства фонду перевели 3 347 человек, то к концу 2013 года — уже 2 315 человек. Благотворительные организации отмечают сокращение числа жертвователей среди частных лиц. Одновременно с этим растет количество предприятий среднего и малого бизнеса, которым интересна благотворительность.
«Пожертвования малого и среднего бизнеса увеличились примерно на 30%. Но надо понимать, что основной объем — это благотворительные пожертвования от частных лиц. Их объем сильно снизился», — поясняют в благотворительном фонде «Дети России».
В основном предпринимателей интересует реализация специальных проектов, связанных с развитием детского спорта и творчества.
«Мы наблюдаем, что у нас поступления на банковский счет идут от небольших компаний. Некоторые из них обсуждают с нами определенные проекты, о которых узнают совершенно случайно. В принципе, заинтересованность есть, но нельзя сказать, что это повально», — сказала директор фонда «Свои дети» Ольга Котлярова.
Впрочем, суммы, выделяемые предприятиями малого и среднего бизнеса на благотворительность, пока остаются достаточно скромными. В редких случаях фонды получают от предпринимателей несколько десятков тысяч рублей.
«То, что среди жертвователей много предприятий малого бизнеса, уже говорит не о том, что у предпринимателей появились лишние деньги, а о том, что идея благотворительности получает большее распространение и проникает в головы людей», — считает финансовый аналитик Константин Селянин.
Президент благотворительной организации «С миром и любовью» Татьяна Качалина, в свою очередь, отмечает, что средний и малый бизнес очень трудно привлечь на сбор средств для больных детей. В этом случае приходится больше рассчитывать на частные лица.
«У нас не было никогда помощи от средних предприятий или бизнесменов. Активно помогает только средний класс. Мы по большей части живем попрошайничеством», — сказала Качалина.
Однако текущий год может оказаться для благотворительных организаций последним, когда бизнесмены столь активно участвуют в меценатстве. По словам президента Ассоциации малого бизнеса Владимира Лобока, из-за ухудшения экономической ситуации и увеличения налогов предпринимательство оказалось на грани выживания. В этих условиях бизнесу приходится больше думать о своем благополучии.
«Малому бизнесу по умолчанию денег не хватает даже на заработную плату собственному персоналу. Сейчас самая лучшая благотворительная деятельность — ухитряться вести свой бизнес, то есть полностью платить налоги и страховые взносы, что сейчас очень сложно», — сказал Лобок.
Вместе с тем эксперты полагают, что сокращение прибыли бизнесменов на суммы пожертвований особо не повлияет. Константин Селянин обращает внимание на то, что объем средств, который собирают уральские фонды, в разы меньше, чем у американских или европейских организаций.
«Суммы пока остаются настолько малыми, что их колебания зависят от случайных событий. К примеру, найдется предприниматель, который согласится либо откажется от помощи», — считает Константин Селянин.
По словам Ольги Котляровой, привлекать новых меценатов удается только с помощью мощной информационной поддержки. Если благотворительным фондам в дальнейшем удастся удерживать на себе внимание СМИ, то у них есть все шансы сохранять объем сборов на прежнем уровне. В фонде «Дети России», в свою очередь, считают, что дополнительным стимулом к благотворительности для малого и среднего бизнеса стали бы налоговые преференции.
По прогнозам экспертов, на фоне падения доходов предпринимателей и населения благотворительность на прежнем уровне сохранится в фондах, образованных крупными предприятиями, такими как «Русская металлургическая компания» или «Синара». Эти компании располагают собственными ресурсами для меценатства, и учрежденные ими организации являются самодостаточными.
«Всем известно, что у крупных предприятий свои благотворительные фонды. Кроме того, что они осуществляют деятельность сами по себе, они дополнительно дают гранты малым благотворительным проектам на реализацию каких-то проектов, как это делает «Синара». С нашим фондом сотрудничает также общество «Малышева 73», — отмечает директор фонда «Свои дети».
Деятельность фондов, созданных крупными предприятиями, позволяет также постоянно держать благотворительность в информационной повестке, популяризируя ее среди малого и среднего бизнеса.
Сергей Беляев