В Свердловской области приостановился рост рынка наручных часов. В последние годы объем продаж хронометров в среднем увеличивался на 5-10%. Эксперты выделяют несколько причин ухудшения ситуации. Первая — сокращение количества россиян, которые носят ручные часы. Сейчас это около 45-50%. Это во многом обусловлено возрастающей популярностью электронных мобильных устройств. Во-вторых, это связано с нестабильной экономической ситуацией в стране, которая привела к снижению продаж товаров класса «люкс». Еще одной причиной является очень высокая доля контрафактной продукции. По различным оценкам, она может достигать 70-80%.
Согласно данным исследования РБК, сегодня среди всех часов, которые продаются на отечественном рынке, доля хронометров импортного производства составляет 75% (в Свердловской области наблюдается аналогичная доля зарубежных часов). Лидером в сегменте импортной продукции на рынке часов является Швейцария. Основными швейцарскими марками, представленными на нашем рынке, стали Tissot, Longines, Breitling, Rado, Tag Heuer и ряд других. Большая часть швейцарских марок представлена в среднем ценовом сегменте (от 10 до 30 тыс. руб.).
«Наша компания занимается покупкой и продажей швейцарских часов известных марок. Объемы реализации в последнее время остаются стабильными: не уменьшаются и не увеличиваются. Структура продаж также практически не изменилась. Какого-либо перехода с более дешевых моделей на дорогие или наоборот мы пока не наблюдаем», — сообщил управляющий бутика «Галерея-Люкс» Антон Юрков. По его словам, в последнее время объемы продаж компании в среднем ежегодно росли на 5-10%.
Отметим, что, помимо иностранных часов, на рынке Свердловской области продают отечественные часы. Основными игроками являются: «Полет-Хронос», «Чистопольский часовой завод Восток», «ЧЗ Рекорд», «Ника», «ЭЛИКОР» и «Часовой завод Мактайм». Все вместе они производят в РФ примерно 1 млн хронометров в год.
Доля отечественных производителей в последние годы неуклонно снижается. После вступления во Всемирную торговую организацию Россия была вынуждена понизить таможенные пошлины на кварцевые механизмы до 5%, а на механические – до 10%. Это значительно снизило и без того невысокую конкурентоспособность отечественных ручных хронометров.
По словам экспертов Ассоциации часовых предприятий РФ, российский рынок имеет свою специфику.
«Во-первых, в нашей стране высока популярность механических часов. Если в целом на мировом рынке доля механических часов составляет около 4-5%, то у нас она по-прежнему близка к 50% объема продаж. Можно выделить несколько причин. Это низкий уровень доходов, который заставляет основную массу покупателей ориентироваться на дешевый товар. Еще одна причина — нелюбовь к кварцевым часам, вызванная, очевидно, необходимостью менять батарейки. Во-вторых, в России очень высокая доля контрафактной продукции. По различным оценкам, она может достигать 70-80%», — полагают эксперты.
Во многом из-за роста объемов контрафактной продукции объемы продаж наручных часов на Урале практически не растут, сообщил УрБК один из участников рынка.
«Также на этом сказывается нестабильная экономическая ситуация в стране, связанная с последними событиями вокруг Украины, а также снижением платежеспособного спроса на предметы роскоши. Кроме того, сейчас сокращается количество россиян, которые носят ручные часы. На сегодняшний день их около 45-50%. Это во многом обусловлено возрастающей популярностью электронных мобильных устройств», — заявил эксперт.
Однако директор филиала часового магазина-ломбарда «Перспектива» в Екатеринбурге Олег Фокин призывает не драматизировать ситуацию.
«Сомневаюсь, что ухудшение экономической ситуации в России сильно ударит по рынку ручных часов. Также я пока не вижу каких-либо изменений в структуре продаж. Люди, которые ранее имели деньги, в связи с последними событиями не стали беднее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что спрос на этот товар был, есть и будет. Мы считаем рынок Екатеринбурга достаточно перспективным», — рассказал Олег Фокин.
Можно констатировать, что после многолетнего роста объемы продаж ручных часов на Урале сейчас практически не увеличиваются. Для этого есть как объективные, так и субъективные причины. Однако в ближайшее время рынок может возобновить рост. Если экономическая ситуация в стране начнет улучшаться, то, соответственно, вырастет спрос на предметы роскоши.
Потенциал рынка очевиден. По оценкам экспертов, сейчас около 50% продаж известных брендов часов приходится на высококлассные копии. Очевидно, что при росте доходов население станет покупать больше оригинальных марок. Это существенно поднимет выручку магазинов часов.
Однако пока экономическая ситуация в стране остается нестабильной, поэтому в краткосрочной перспективе ожидать роста объемов продаж не стоит.
Евгений Чечкин