Тяжелые времена: потребление хлеба впервые за последние 20 лет может вырасти
На днях стало известно, что в Свердловской области могут закрыть еще два хлебокомбината. Закрытие этих предприятий стало следствием жесткой конкуренции среди производителей хлебобулочных изделий. Участники рынка отмечают, что за последние 20 лет объем потребления хлеба сократился в 3 раза, и производство по этой причине становится малорентабельным. Вместе с тем пекарен на Среднем Урале больше, чем требуется. Наиболее напряженная ситуация наблюдается в крупных городах региона, где сосредоточены небольшие предприятия, а также торговые сети со своим производством. В сельской местности у населения пока нет выбора, кроме как покупать хлеб с крупных комбинатов. В связи с этим эксперты ожидают новых банкротств. Впрочем, не исключено, что снижение покупательной способности населения может свести к минимуму продуктовую корзину потребителя и, как следствие, увеличить объем потребления хлеба.
В конце августа межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 28 по Свердловской области подала в Арбитражный суд Свердловской области заявление с требованием признать ООО «Кировградхлеб» и ООО «Невьянский хлеб» банкротами. Долги за последним предприятием тянулись с 2012 года. Организация не могла расплатиться за электроэнергию и газоснабжение. Крупным должником также числилось ООО «Кировградхлеб». Как считают участники рынка, оба предприятия стали всего лишь жертвами перехода от плановой экономики к свободному рынку, который произошел более 20 лет назад.
«Когда-то в каждом городе был хлебокомбинат — конкуренции не было, поскольку все было рассчитано по 120 кг в год на человека. В некоторых городах потребление было гораздо больше 120 кг. Все были ориентированы на планы и объем. Хлебокомбинатов изначально было больше, чем необходимо», — отмечает директор по развитию ОАО «Режевской Хлебокомбинат» Алексей Потапенко.
Одновременно с переизбытком пекарен в области наблюдается значительное снижение объема потребления. По оценке экспертов, за последние 20 лет доля хлебобулочных изделий в рационе свердловчан сократилась в три раза — со 120 до 40 кг в год на человека.
«Сейчас это не самая успешная отрасль потому, что объем потребления нашего продукта снижается из-за изменения рациона питания», — считает управляющий ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат» Владилен Фуфаров.
«Снижение потребления хлеба наблюдается с 90-х годов, когда, кроме хлеба и кабачков, в магазинах стали появляться другие продукты питания. Условный бутерброд стал увеличиваться за счет колбасы и сыра и уменьшаться за счет хлеба», — добавляет Алексей Потапенко.
Кроме того, с развитием среднего и малого предпринимательства в крупных городах начали появляться небольшие пекарни, вследствие чего хлебокомбинаты начали терять гегемонию в мегаполисах. По оценке исполнительного директора некоммерческого партнерства «Ассоциация Уралпищепром» Ивана Колодяжного, поскольку на малых предприятиях распространен ручной труд, им легче подстраиваться под изменения рынка. В тоже время на крупных хлебопекарнях оборудование, как правило, подстроено под определенные виды производства. Помимо этого, комбинаты потеснили крупные торговые сети, наладившие собственное производство.
«Людям больше нравится свежая выпечка. Многие сети уже давно производят хлеб сами. С точки зрения логистики, пока довезут хлеб по всем магазинам — это занимает время. Да и сама перевозка на себестоимость влияет. Все-таки покупать будут либо самое дешевое, либо самое свежее», — считает совладелец торговой сети «Кировский», депутат Законодательного собрания Свердловской области Лев Ковпак.
«Для того, чтобы предприятиям сохранять рентабельность, им нужно держать соотношение цена-качество», — отмечает Иван Колодяжный.
На крупных предприятиях Свердловской области признают свой проигрыш по ценам, однако там считают, что малым предприятиям удается демпинговать за счет ухода от налогов, либо приобретения сырья неофициально.
«Здесь разные взгляды на жизнь. Мы все знаем, что очень многие малые предприятия не совсем платят налоги. Не у всех оформлен персонал. К тому же мы, к примеру, берем сырье официально. А некоторые берут «слева», то есть за него, в частности НДС, не уплачен. Причем малые предприятия умудряются и зарплаты высокие держать, и низкую цену на свою продукцию. Они демпингуют, но я не могу понять экономическую подоплеку», — сказал директор по развитию ОАО «Режевской Хлебокомбинат».
При этом большинство претензий Роспотребнадзор предъявляет к малым предприятиям. В 2013 году надзорное ведомство забраковало 2,1 т из 16,5 т проверенных хлебобулочных изделий, что составляет 12,6%. Большая часть неудовлетворительных проб хлебобулочных изделий (60%) пришлась на показатели качества (влажность, массовая доля сахара и жира, состояние мякиша). При этом по отношению к 2012 году ситуация не изменилась. Среди нарушителей преимущественно числятся индивидуальные предприниматели и мини-пекарни.
Несмотря на жесткую конкуренцию, на рынке полного исчезновения крупных предприятий в Свердловской области ожидать не стоит. По мнению хлебопроизводителей, в настоящее время в регионе идет процесс естественного отбора. Никто из участников рынка не ждет от областных властей какой-то точечной помощи.
«Господдержка отрасли не оказывалась, не оказывается и вряд ли будет оказываться. Как таковая она и не нужна, поскольку хлебопекарня — это бизнес, который должен развиваться по рыночным законам. Если будут меры господдержки — это значит, предприятия будут поставлены в разные условия, и будет нарушение конкурентной среды», — считает управляющий ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат».
«Если в каждом городе дотировать — это деньги на ветер. Большой проблемы я не вижу. Нужно повышать эффективность самого предприятия», — сказал Лев Ковпак.
«Я думаю, что если бы все институты власти работали, как часы, и исполнялись бы законы — предприятиям, работающим на внутренний рынок, не нужна была бы поддержка. Те, кто не может выжить, и не выжили бы. Хотя сейчас все сводится к поддержке. Это субсидирование меня удивляет — его принципы и необходимость», — отмечает Алексей Потапенко.
Вместе с тем производители считают реальной помощью от государства не спасение отдельных предприятий, а снижение налогового бремени или обеспечение дешевым сырьем за счет субсидирования сельхозпроизводителей.
«Чтобы держать себестоимость продукции на прежнем уровне, нужно давать дотации сельхозпроизводителям. Тогда сырье будет иметь более низкую планку по ценовому сегменту. Вот здесь мы пока отстаем от европейских требований и тех субсидий, которые они оказывают своим производителям», — сказал Иван Колодяжный.
Однако ряд экспертов считает, что торговая война между Россией и западными странами, а также падение экономики, могут сыграть в пользу производителей хлебобулочных изделий. Специалисты обращают внимание на сокращение потребительской корзины населения вследствие падения доходов. Кроме того, реальную помощь хлебопекарням может оказать эмбарго на продовольствие из «недружественных стран». Сколько потребуется времени на замещение прежних поставщиков мяса, сыра и других составляющих бутербродов, никто не знает. Отечественные производители в свою очередь повышают цены, пользуясь дефицитом импортных продуктов. При сохраняющейся тенденции доля хлеба в бутербродах свердловчан может увеличиться. Впрочем, повторение ситуации 90-х годов Свердловской области пока не грозит.