Уже в ближайшее время в России может случиться настоящая революция в сфере повышения энергоэффективности как в промышленной сфере, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эксперты связывают ее наступление с началом реальной работы в стране энергосервисных компаний, призванных сделать экономию энергетических ресурсов основой своего бизнеса.
Юридическая основа энергосервиса была заложена в 2009 году после принятия целой серии законодательных актов, направленных на повышение эффективности использования основных ресурсов в экономике и бюджетной сфере, в том числе — Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Согласно предложенной государством схеме, энергосервисные компании должны заключать договоры с потребителями ресурсов (промышленными предприятиями, компаниями, управляющими жилыми домами, бюджетными организациями) и за свой счет осуществлять работы по повышению их энергетической эффективности. Эти работы включают в себя как полный энергоаудит объекта и выявление мест потери ресурсов, так и устранение выявленных проблем, повышение качества использования ресурсов. Такие работы могут включать в себя, например, замену окон и труб, установку современных приборов учета и энергосберегающего оборудования, утепление подвалов и фасадов и много других мероприятий. Предполагается, что в результате всех этих мероприятий энергопотребление объекта значительно снизится, что позволит заказчику существенно экономить. Часть сэкономленных средств должна пойти энергосервисной компании, чтобы покрыть инвестиции и со временем сформировать ее прибыль.
Подобная схема давно существует на Западе и зарекомендовала себя в целом ряде стран Восточной Европы. Однако ее внедрение в России затянулось на несколько лет. Одной из главных проблем стала необходимость привлечения «длинных» инвестиций (срок окупаемости энергосервисных контрактов составляет не менее 5 лет), а также неотработанность существующих процедур.
До последнего времени реализованные энергосервисные контракты за пределами Москвы можно было пересчитать по пальцам, и большая часть из них являлась скорее опытными проектами, чем массовыми технологичными решениями. А в бюджетной сфере, которая, по мысли авторов проекта повышения энергоэффективности, должна была стать локомотивом движения, реальная работа закончилась паспортизацией объектов и проведением первичного энергоаудита. Считалось, что на его основе будут разработаны программы энергоэффективности, с помощью которых учреждениям удастся выполнить еще одно требование государства и сэкономить на энергоресурсах 15% за 5 лет. Однако сейчас эта работа фактически остановлена, так как из-за недостатка финансирования бюджетных учреждений они предпочли формально выполнить требование о наличии энергетического паспорта.
Но в 2014 году ситуация начала изменяться. В эту сферу пошли серьезные федеральные средства, в том числе — контролируемые бюджетом. Число проектов начало увеличиваться, и в отрасли пошел процесс самоорганизации.
Ряд крупных энергосервисных фирм России вошел в состав Российской Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО).
По словам генерального директора Ассоциации Ремира Мукумова, задача организации заключается в осмыслении и введении реестра энергосберегающих технологий с использованием механизмов инвестиционного энергоаудита.
«Энергоаудит преследует несколько целей. Необходимо выявить лучшие варианты реализации энергосберегающих проектов, разработать методики их внедрения, а потом определить основные параметры для разработки их структуры», — считает Ремир Мукумов.
Также члены Ассоциации ставят перед собой задачи пропаганды энергосервиса и выработки единых подходов и стандартов при деятельности российских энергоаудиторов, разработку и внедрение профессиональных стандартов деятельности, совершенствование нормативно-правовой базы и технического регулирования в области осуществления энергосервисной деятельности и ее инфраструктурной поддержки.
Кроме того, организация займется пропагандой возможностей энергосервиса для заказчиков, банков и иных заинтересованных сторон, созданием открытой базы справочников наилучших доступных технологий и практик, экспертизой предконтрактной документации и моделей контрактов.
Также, по мнению экспертов, одной из основных целей организации становится реальный контроль за финансовыми потоками, проходящими через энергосервисную отрасль, в первую очередь — за движением бюджетных средств.
Участники рынка энергосервиса уверены, что с процессом развития Ассоциации у профессионального сообщества появится столь необходимый сегодня единый центр компетенции и управления отраслью, а у заказчиков, органов исполнительной и законодательной власти, общественности — профессиональный субъект для договоренностей и конкретной ответственности.
В планы работы Ассоциации на 2014-2015 годы включена подготовка изменений в Налоговый кодекс, разработка методических материалов по верификации достигнутой экономии ТЭР по результатам энергосервисных договоров в бюджетной сфере, предложения в методику определения стоимости оборудования для предоставления налоговых льгот.
Это уже осознают и сами заказчики, которые хотят получить не только так называемые энергопаспорта, где указаны «дыры» в энергопотреблении, но и реальные проекты, позволяющие их устранить. В связи с этим многие в конкурсных документациях указывают, что энергосервисная компания должна состоять в СРО.
Таким образом, объединение крупных энергосервисных компаний под эгидой РАЭСКО и разработка единых нормативов обещает сделать рынок энергоаудита более понятным, прозрачным как для заказчиков, так и для государственных структур.