Безникотиновая диета: екатеринбургские кальян-бары потеряли почти половину клиентов
В Екатеринбурге кальянные теряют своих клиентов из-за антитабачного закона, однако закрываться пока не собираются. Особенно с учетом того, что запретительные меры были скорректированы. Кроме того, по словам юристов, пока надзорные органы хоть и имеют на руках все инструменты для проверки таких заведений, предпочитают не закручивать гайки. Держатели же кальянных тем временем заманивают посетителей с помощью рекламных акций и пытаются выжить за счет различных способов, которые позволяют обойти жесткий закон.
Напомним, что антитабачный закон (№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака») был принят 1 июня 2013 года. Он предусматривает штрафы как с курильщиков, так и с юридических лиц, прямо или косвенно ответственных за то, что человек закурил там, где не следует. То есть в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, в транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и в аэропорты, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти, на рабочих местах, в лифтах и подъездах многоквартирных жилых домов, на детских площадках и пляжах. С 1 июня 2014 года курение табака запрещено во всех точках общественного питания.
Сразу после вступления документа в силу в кальянных Екатеринбурга начался отток клиентов, о чем УрБК уже писал. Сейчас, спустя 1,5 месяца действия антитабачного закона, клиентура отдельных заведений поредела на 30-50%, даже несмотря на разъяснение Роспотребнадзора. Ведомство сообщило, что не планирует запрещать фруктовые кальяны и электронные сигареты в точках общепита, поскольку это не является табакокурением.
Опрошенные УрБК представители заведений очень неохотно общаются на болезненную тему и предпочитают анонимность. «Мы потеряли порядка 50% клиентуры постепенно с того момента, когда ужесточилось законодательство. Сейчас работаем по новой схеме, однако люди не хотят курить фруктовые смеси или камни, потому что нет табака», — рассказал представитель кальян-бара «Джинн».
Больше всего от запрета на курение табака пострадали именно узкоспециализированные заведения, которые не позиционировали себя как точки общепита. Меньше урона причинил антитабачный закон тем барам и ресторанам, где кальяны были «бонусами». Здесь также перешли на безникотиновые смеси.
«Сейчас к нам в основном приходят, чтобы поужинать. Если кто-то хочет покурить кальян, то мы предлагаем безникотиновые смеси, однако они не очень популярны, что, конечно, сказалось на количестве посетителей», — сообщил представитель кальян-бара Ganesh.
«Из-за вступления в силу антитабачного закона у нас тоже есть перебои в сбыте продукции. Как быть в данном случае, пока не знаем. Есть несколько решений, но они пока прорабатываются, поэтому говорить о конкретном выходе из ситуации пока не могу», — заявил директор ООО «Урал Табак» (занимается оптовыми поставками табачной продукции, кальянов и аксессуаров) Кирилл Свалов.
Тем не менее несмотря на сложившуюся ситуацию, кальянные не собираются пока сдаваться. Некоторые из них начали активную рекламную кампанию в соцсетях. К примеру, кальянная New Star распространяет информацию об акции «Приведи друга — забери подарок».
Также в соцсетях рекламируется кальянная Nargilia The Office, которая открылась в Екатеринбурге сразу после вступления в силу антитабачного закона. И хотя большинство сообщений говорит о том, что организация предлагает своим посетителям фруктовые смеси, можно заметить, что разыгрываются среди клиентов и табачные.
Эксперты считают, что в кальянных сейчас как умеют, обходят жесткий закон, тем более, что надзорные органы, несмотря на то, что имеют в руках все инструменты для «закручивания гаек», пока их не используют.
«Фактически у того же Роспотребнадзора руки сейчас развязаны, однако тотальных проверок пока никто не проводил, так как не было прямого указания. Поэтому сейчас держатели кальянных ищут способы выхода из ситуации. В частности, практикуется, что якобы сам посетитель пришел со своим табаком и самовольно его раскурил. Таким образом, заведение оказывается ни при чем. Продают и алкоголь тоже приблизительно по такой же схеме. Это нормальная реакция людей на достаточно жесткие ограничительные меры», — считает управляющий партнер юридического агентства «Юрлига» Иван Волков.
Таким образом, антитабачный закон пока что не действует в полной мере, а отток клиентов связан лишь с широким общественным резонансом, который он вызвал. Если надзорные органы, у которых, как считают наблюдатели, есть все ресурсы для проведения тотальных проверок, начнут выполнять свои функции, то отток клиентуры из кальянных только увеличится.