Агентство «Автостат» со ссылкой на исследование KIA Consumer Focus сообщило, что екатеринбуржцы обогнали жителей городов-миллионников в желании приобрести автомобиль в 2014 году. Причем большинство респондентов хотят приобрести именно новый автомобиль. Эксперты на фоне того, что авторынок Екатеринбурга по итогам I полугодия снизился на 15%, считают ситуацию вполне закономерной и прогнозируют возможное восстановление фактической покупательской способности в ближайшие 1,5-2 месяца.
В Екатеринбурге 50,5% респондентов, опрошенных KIA Consumer Focus, готовы приобрести автомобиль в 2014 году. В Москве и Санкт-Петербурге приобретение транспортного средства запланировали 42,5% и 32,4% участников исследования соответственно. В Нижнем Новгороде приобрести автомобиль намерены более 42%, а в Новосибирске — 32,4%.
Среди запланировавших покупку на 2014 год россиян подавляющее большинство отдает предпочтение именно новым автомобилям. В частности, в Екатеринбурге этот показатель составляет около 60% опрошенных. Из общего числа респондентов 23,1% екатеринбуржцев предпочитают машины в пределах 300-500 тыс. руб. Сегмент 500-750 тыс. руб. привлекает 30,5% опрошенных горожан, еще 20,4% мечтают об автомобиле до 1 млн руб. и 13,9% готовы сделать покупку до 1,5 млн руб.
На фоне этого в I полугодии 2014 года фиксируется снижение продаж автомобилей в Екатеринбурге на 15% — продано 39 тыс. 208 новых машин, что на 6 тыс. 704 единицы меньше аналогичного периода прошлого года.
В июне, в частности, рынок сократился более чем на 20%. Объем продаж в первый месяц лета составил 6 272 автомобиля, что на 23% меньше июня 2013 года. Хуже, чем в июне, в этом году машины продавались только в январе.
Несмотря на снижение авторынка, некоторые эксперты считают данные о покупательской способности Екатеринбурга и других городов-миллионников совершенно закономерными, так как они укладываются в общероссийский тренд, когда падение и рост сильнее всего фиксируются в региональном сегменте.
«Рост обеспечивают именно регионы, поэтому автодилеры постоянно заявляют о своем желании развивать сеть продаж именно на периферии, даже в таких городах, где население не превышает 500 тыс. человек. Москва и Санкт-Петербург в данном случае более устойчивы к экономическим колебаниям, поэтому рост или падение продаж здесь чувствуется гораздо меньше в связи с тем, что показатель количества машин на 1 тыс. человек выше», — считает директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.
По его словам, серьезный спад на авторынке фиксировался после апреля месяца, что было связано с ростом курса евро и долл. США по отношению к рублю.
«Деньги у населения есть, однако если и дальше иностранная валюта будет расти по отношению к рублю, а общая экономическая ситуация в стране не изменится к лучшему, то деньги, накопленные на ипотеку, придется тратить на автомобиль. В связи с этим рынок может отыграть свои позиции уже через 1,5-2 месяца», — отметил Михаил Чаплыгин.
Представитель свердловской региональной общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Анатолий Горлов объясняет повышенное желание жителей Екатеринбурга обновить свой автопарк тем, что до 2014 года более 40% из них владели старыми машинами.
«В разных городах, конечно, своя экономика, но в Екатеринбурге люди очень неплохо зарабатывают, и поэтому после кризиса 2008 года, пока было все относительно стабильно и спокойно, успели подкопить денег. Кроме того, сейчас именно из-за того, что авторынок снизился и из-за возможных санкций, автосалоны начали предлагать очень хорошие скидки, которые кое-где достигают 300 тыс. руб. за машины, собранные на территории РФ, подарки или выгодные условия по страхованию», — сообщил Анатолий Горлов.
Президент Уральского банковского союза Валентина Муранова считает, что подспорьем для авторынка могут стать изменения в российском законодательстве, которое коснулось автокредитования.
«Сейчас, после внесения изменений, станет меньше случаев махинаций с кредитными автомобилями, так как залог нужно регистрировать у нотариуса. Это была основная преграда для рынка автокредитования. Сейчас банки будут более охотно идти на такие сделки, так как любая финансово-кредитная организация заинтересована в добросовестном заемщике», — считает Валентина Муранова.
Однако пока же рынок показывает прямо противоположные результаты. Так, по итогам июля продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 22,9% и составили 180 тыс. 767 машин. По итогам семи месяцев 2014 года российский авторынок сократился на 9,9% до 1 млн 410 тыс. 606 автомобилей. И согласно прогнозам Ассоциации Европейского Бизнеса, в 2014 году российский авторынок составит 2,45 млн автомобилей, что на 12% меньше, чем в прошлом году.