В Екатеринбурге наблюдается избыток офисных площадей: предложение значительно опережает спрос. По оценкам экспертов консалтинговой фирмы «Урал-Гермес», рынок ежегодно поглощает около 50-80 тыс. кв. м. площадей, тогда как объем их ввода в эксплуатацию, к примеру, в 2013 году был почти в два раза выше. В этом году ситуация может усугубиться. Это приведет к увеличению конкуренции, а, соответственно, к падению доходности вложений в этот сегмент. В связи с этим эксперты считают, что владельцам необходимо повысить эффективность работы своих объектов недвижимости.
«Сейчас в Екатеринбурге 86 офисных центров, до конца года их число увеличится до 93. Будут сданы в эксплуатацию ДЦ «Аврора», БЦ «Clever-park», БЦ на Колмогорова, ДЦ на Старых Большевиков, ДЦ на Вишневой и др. В основном это небольшие офисные центры. Рынок деловой недвижимости в столице Среднего Урала сейчас перенасыщен. Это можно заметить по динамике арендных ставок. В этом году в классе «А» и «B+» они практически не изменились. В сегменте офисов класса «B» ставки упали примерно на 4%. Это привело к тому, что многие девелоперы заранее строят объекты офисной недвижимости не для сдачи в аренду, а для продажи. На наш взгляд, это может негативно сказаться на качестве управления такими деловыми центрами», — считает заместитель председателя комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Олег Китаев.
Главный инженер ГБУ СО «Институт энергосбережения» Алексей Пирогов рассказал о возможности повысить эффективность эксплуатации офисов за счет энергоменеджмента.
«В этом году арендные ставки не выросли. Тогда как плата за коммунальные услуги заметно увеличилась. Это значит, что владельцы офисных центров несут убытки. Один из способов минимизировать риски — экономнее расходовать электроэнергию. Для этого необходимо профессионально заниматься управлением энергоресурсами: развивать технический учет, а также внедрять экспертные системы, которые способны изменять подачу энергии (на кондиционеры, свет, бытовую технику и т.д.) с учетом внешних факторов (к примеру, погодных условий). Это позволит не только сэкономить, но и сделает условия работы сотрудников более комфортными, что может улучшить качество их работы», — полагает Алексей Пирогов.
С ним соглашается руководитель портала «Бизнесметр.рф» Алексей Коноплев.
«Грамотная энергосберегающая политика способна снизить стоимость владения офисным центром. К примеру, установка энергосберегающих стеклопакетов в бизнес-центре «Палладиум», которая обошлась собственнику в 6-7 млн руб., позволила сократить использование энергоресурсов в здании на 15-20%. Это говорит о том, что пренебрегать данным фактором нельзя», — уверен Алексей Коноплев.
Также эксперты отмечают, что повысить эффективность эксплуатации офисного центра можно путем внедрения новых технологий. Один из вариантов — установить в здании бесконтактный автоматический контроль за основными средствами (сотрудниками или товарно-материальными ценностями) с использованием системы радиочастотной идентификации. Такой программно-аппаратный комплекс включает в себя считыватели, принтеры, метки и специализированное программное обеспечение. Эту систему можно использовать для проведения инвентаризации, автоматизации парковки, организации контроля доступа в помещения. Использование этой технологии позволит повысить привлекательность офисного комплекса в глазах потенциальных арендаторов.
Гендиректор компании «Retail С» Марат Аванесян считает, что большое значение в эффективности работы офисного центра имеет специфика его дизайна. «Перед строительством необходимо разработать концепцию комплекса», — уверен он.
Можно сделать вывод, что в связи с дефицитом спроса на рынке владельцам бизнес-центров необходимо повысить эффективность работы своей недвижимости. В первую очередь повышать энергоэффективность. Также при строительстве следует грамотнее выбирать дизайн интерьера и экстерьера нового здания.
Евгений Чечкин