В Екатеринбурге наблюдается избыток торговых площадей: предложение значительно опережает спрос. За последние пять лет количество торговых центров увеличилось на 12 объектов. В связи с этим эксперты считают, что владельцам необходимо повысить эффективность работы своих объектов.
Эффективность использования торговых площадей обсуждалась на общероссийской конференции «Современный торговый центр. Отраслевые стандарты и региональные особенности», которая открылась 24 июня в Екатеринбурге.
Заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов отметил, что первое место города в рейтинге обеспеченности торговыми площадями в первую очередь обусловлено развитой торговой, деловой и финансовой инфраструктурой.
«Муниципалитет добился лучших показателей по ряду направлений социально-экономического развития среди городов-миллионников, за исключением субъектов Федерации — Москвы и Санкт Петербурга. По некоторым показателям Екатеринбург даже превосходит главные города России», — констатировал Владимир Боликов.
По его словам, за последние пять лет количество торговых центров в городе увеличилось на 12 объектов.
«В 2008 году было 20, в 2013 — 32. В 2014 году запланировано строительство семи подобных точек, три из которых уже введены в эксплуатацию», — отметил заместитель главы администрации.
«Столица Среднего Урала находится в тройке городов России по числу мировых брендов в ТЦ (после Москвы и Санкт-Петербурга). Кроме того, по количеству квадратных метров на душу населения Екатеринбург занимает первое место в России. Он обогнал Москву, Санкт-Петербург, Воронеж и другие города. Это говорит о том, что рынок уральской столицы перенасыщен, а, значит, имеет небольшие перспективы. Приведу пример. В 2010 году торговый центр «Фан-Фан» контролировал 4% рынка города, в 2013 году — всего 2%. Это связано с тем, что в последнее время объем предложения в городе растет намного быстрее спроса», — считает генеральный директор компании «Магазин Магазинов» Дмитрий Бурлов.
По его мнению, для качественного прорыва владельцам ТЦ необходимо повысить эффективность функционирования своих торговых точек.
«Целесообразно профессионально работать с целевой аудиторией. При строительстве нового торгового комплекса имеет смысл тщательно просчитывать потенциал локации: грамотно подбирать место расположения, а также правильно прогнозировать специфику будущих покупателей. Кроме этого, сейчас стоит рассмотреть варианты сооружения профильного ТЦ (к примеру, мебельного, свадебного и т.д.). Подобные торговые точки в последнее время пользуются популярностью», — отмечает Дмитрий Бурлов.
Архитектор компании Dyer Филипп Болл считает, что большое значение в эффективности работы торгового центра имеет специфика его дизайна.
«Перед строительством необходимо разработать концепцию комплекса. Кроме того, имеет смысл учитывать две основные тенденции рынка. Первая — целевая аудитория ТЦ стареет. Это связано с увеличением продолжительности жизни. Вторая тенденция — торговля постепенно уходит в виртуальное пространство», — говорит Филипп Болл.
«Россияне в последние годы стали совершать покупки иначе, — добавляет гендиректор Dyer Елизавета Лучицкая, — Им больше не нужно огромное количество поблизости торговых центров. Они заинтересованы, во-первых, в наличии в любом доступном ТЦ продуктового магазина. Во-вторых, в том месте, куда можно приехать и отдохнуть с семьей не чаще одного раза в неделю. Иными словами, россияне стали больше ценить свое свободное время. Это необходимо учитывать».
Гендиректор и управляющий партнер РСТЦ Булат Шакиров считает, что Екатеринбургу необходимо строить торговые центры нового поколения: более комфортные, красивые и коммерчески привлекательные.
Конференция будет проходить в Екатеринбурге 24 и 25 июня. Ее участники смогут ознакомиться с действующими объектами торговой недвижимости, обменяться опытом по широкому кругу вопросов создания и функционирования торговых центров, а также стандартизации в данной отрасли.