Несмотря на сложности текущего туристического сезона, по мнению участников рынка, июнь показал достаточно стабильные результаты. Программы сокращались и корректировались, объединялись рейсы, менялась география туров, но срывов удалось избежать. Общий спад, по статистике крупных федеральных операторов, в международном туризме достиг 30%, но по Екатеринбургу он несколько меньше, что представители турфирм объясняют не слишком благоприятными погодными условиями текущего лета.
Наибольшим спросом, как и предполагалось, пользовалась Турция, хотя, по мнению некоторых экспертов, не совсем заслуженно. «Путевки в Турцию достаточно дорогие, кроме того, летом там слишком жарко. Между тем именно она показала такую глубину продаж, что сейчас на июль большая часть отелей уже распродана, а в августе этот продукт может оказаться дефицитным», — пояснил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
Хорошим спросом пользовались также Кипр и Греция, в основном островная, что связано и с удобством перелетов, и с особенностями ценообразования. По мнению директора туристической компании «Либерти» Ольги Свечковой, в этом году клиенты больше ориентируются на пляжный отдых.
«К сожалению, видно падение спроса на такие направления, как Испания и Италия. Наблюдается некоторое снижение интереса к экскурсионным турам — Чехии, Франции. Возможно, здесь повлияли опасения не получить визу, хотя сейчас мы видим, что визы даются даже лучше, чем в прошлом году», — отметила Ольга Свечкова.
Несмотря на существенную корректировку программ по целому ряду направлений — их сокращение, объединение туроператоров на некоторых рейсах — турфирмам не удалось избежать демпинга.
«В некоторых случаях наблюдались абсурдно низкие цены: например, недельная Греция продавалась по цене 5 тыс. руб., включая перелет и проживание. Таких фактов не было даже в прошлом году, который считался очень сложным с точки зрения продаж. Помимо Греции сложности возникли на итальянском и испанском направлениях. Что касается Испании, причиной демпинга служил слишком большой объем перевозки. Сразу несколько операторов устремились на это направление, что в нынешней экономической ситуации вызвало сложности с заполнением рейсов. Эта тенденция сохраняется и в июле», — пояснил Михаил Мальцев.
Что касается более дорогих сегментов туристического рынка, здесь ситуация в июне практически не изменилась. VIP-туристы в июне по-прежнему выбирали Италию, Испанию, Португалию.
«Может быть, по сравнению с прошлым годом, наши VIP-клиенты предпочитали туры чуть скромнее, кто-то отказывал себе в бизнес-классе, однако интерес к европейским странам по-прежнему сохранялся. Особенно популярны они среди тех людей, у кого дети уже подросли, и нужно показать им мир, а не просто полежать на пляже», — рассказала директор туристической фирмы «Инна-тур» Инна Аверьянова.
Одну из наиболее ярких тенденций нынешнего туристического сезона эксперты видят в отсутствии высокой глубины продаж. Раннее бронирование по большей части направлений себя не оправдало: туристы, купившие тур в последние дни перед вылетом, получали стоимость значительно более низкую, чем те, кто приобретал путевки зимой по программе раннего бронирования и надеялся на этом сэкономить.
«Более опытные туристы уже нынче отказались от раннего бронирования и стали покупать туры по факту, соответственно, в июне, по сравнению с прошлым годом, глубина продаж была достаточно слабой. Началось бронирование лишь сейчас: не слишком хорошая погода на Урале побуждает даже тех, кто не собирался никуда ехать, пересмотреть свое решение. Кроме того, курс евро несколько снизился, что тоже стимулирует туристов», — отметила Ольга Свечкова.
По мнению участников рынка, видя такую ситуацию, на будущий год туристы, скорее всего, откажутся от раннего бронирования. А это, в свою очередь, изменит всю цепочку и всю логику расчетов между поставщиками туруслуг и «наземной» стороной, а также авиакомпаниями.
В целом туристический сезон, как и прогнозировалось, протекает непросто. По-прежнему эксперты не исключают к концу летнего периода — августу-сентябрю — серию банкротств туристических компаний: объема туристов физически не хватает на то количество турфирм, которое сейчас существует. В долгосрочной перспективе это оценивают неоднозначно: с одной стороны, такая тенденция показывает неблагоприятную экономическую обстановку, с другой же, здесь работает механизм саморегуляции рынка, его вычищения от слабых или ненадежных игроков.