В I полугодии объем просроченной задолженности по автокредитам вырос до 7,3 млрд рублей
УрБК, Москва, 25.06.2014. По итогам первых пяти месяцев рынок продаж новых автомобилей, по данным Автостат, упал на 12%, по итогам года ожидается — 8%. Такие данные опубликованы в исследовании «Секвойя кредит консолидейшн». Однако эта ситуация оказала свое положительное влияние на рынок продаж подержанных автомобилей как за наличные, так и в кредит: ожидается, что рост в данном сегменте составит около 10% по отношению к прошлому году, сообщает «Банки.ру».
Как отмечается в исследовании, одна из причин в том, что рынок купли-продажи подержанных автомобилей развивается циклически: чем больше новых автомобилей было куплено, тем больше появится на рынке через 3-5 лет (именно такой средний возраст авто в России). Следовательно, сейчас на вторичном рынке представлены машины 2009-2011 года, когда был зафиксирован рост продаж новых машин.
Еще одним фактором стало завершение государственной программы субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей, которая действовала в прошлом году и распространялась на автомобили стоимостью не выше 750 тыс. руб.
По итогам 2014 года ожидается, что на территории России будет зарегистрировано более 6,1 млн подержанных автомобилей (в 2013 — 5,6 млн, в 2012 — 5,4 млн). Вместе с продажами машин на вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления покупки.
Если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, в 2013 году — уже 15%, то в 2014 году прогнозируется увеличение доли до 18%. Как показывает статистика, наиболее часто на вторичном рынке покупают именно в кредит автомобили иностранного производства стоимостью выше 600 тыс. руб. Цена новых машин данного класса варьируется от 1 до 4 млн руб.
С ростом рынка кредитования подержанных авто растет и объем просроченной задолженности: по итогам первого полугодия 2014 года данный показатель составит более 7,3 млрд руб. против 5,2 млрд руб. за аналогичный период прошлого года (+42%).
На сегодня доля просрочки в данном сегменте составляет 2,9% (в прошлом году — 2,7%). Увеличение просроченной задолженности связано с рядом макроэкномических факторов: ухудшением финансового положения населения в 2014 году, ростом безработицы.
Кроме того, увеличилась в среднем доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату. Если в прошлом году она была на уровне 35-40%, то сейчас в отдельных сегментах необеспеченного розничного кредитования она находится на уровне 45% (критическим считается показатель в 50%). Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область, а также Татарстан и Краснодарский край. В свою очередь, Москва и Санкт-Петербург лидируют по данному показателю в сегменте новых авто.
Следствием ухудшения ситуации с платежеспособностью и закредитованностью населения, более внимательного подхода банков к вопросу просрочки является увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на общую долю автокредитов приходится около 14% (из них на б/у — 3%), в 2012 году данный показатель был на уровне 10% (из них б/у — 2,1%).