Через 2,5 года с прилавков магазинов может полностью исчезнуть пиво в пластиковых бутылках. По мнению авторов данной инициативы, запрет на использование ПЭТ-тары позволит эффективнее бороться с алкоголизацией населения. Однако участники рынка считают, что без внедрения культуры потребления спиртных напитков никакие ограничения не будут способствовать оздоровлению нации. Грядущие изменения пивовары воспринимают как очередной удар по их отрасли, который может привести к удорожанию хмельного напитка и сокращению участников рынка вплоть до полного уничтожения малых предприятий. Негативных последствий ожидают производители пластиковой тары, основным рынком сбыта которой являются пивовары.
Законопроект об ограничении на использование ПЭТ-тары, который в ближайшее время должна рассмотреть Госдума, предлагает ввести с 1 января 2015 года запрет на продажу алкоголя крепостью более 6% в пластиковых бутылках объемом более 1,5 литра. С 1 июля 2015 года предполагается ограничить объем продаж до 1 литра, а с 1 января 2016 года авторы документа предлагают полностью запретить продажу в ПЭТ-таре алкогольной продукции крепостью более 4%. Если законопроект будет принят, то через 2,5 года в розничной продаже останется пиво только в стеклянной таре и алюминиевых банках.
«Это мировая практика. Нигде пиво не продается в таких огромных емкостях: 1,5 или 2,5 литра. Поскольку пиво становится общедоступным напитком, это ведет к массовому алкоголизму, особенно среди подросткового населения», — пояснил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко на пресс-конференции в Москве.
Однако действующие механизмы государственного регулирования приводят только к падению производства. По оценке производителей хмельного напитка, за последние 5 лет рынок пива сократился на 23%. По мнению генерального директора компании «ЭкопластПЭТ», производящей пластиковую тару, Сергея Жуйкова, ограничение объема емкостей приведет к массовому закрытию небольших предприятий.
«Уменьшение тары приведет к необратимым последствиям. Поскольку не все предприятия оснащены технологическими линиями по наполнению маленьких емкостей», — сказал Сергей Жуйков.
Полный отказ от ПЭТ-упаковки только ухудшит положение мини-пивзаводов, а также производителей пластиковых бутылок. Как отметил Сергей Жуйков, пивные заводы являются основным заказчиком полимерной тары. В целом ПЭТ-упаковка занимает 47-48% всего рынка пива. Предприятия, которые выпускают пластиковые бутылки, по мнению Жуйкова, будут вынуждены либо закрываться, либо отыгрывать свои потери за счет увеличения цен на поставки тары заводам, выпускающим безалкогольные напитки.
«В случае принятия таких мер мы потеряем 70% рынка, и встанет вопрос, будет ли нам выгодно этим заниматься. Такой урон может привести к закрытию и сокращению рабочих мест», — сказал директор «ЭкопластПЭТ».
Подобного сценария развития ожидают малые предприятия по производству пива. Директор нижнетагильского ООО «Демидовские пивоварни» Денис Уланов пояснил УрБК, что переход на использование более дорогой стеклянной тары приведет к «катастрофе».
«У нас на заводе около 60-65% реализации продукции идет в пластиковой таре от общего объема производства. Запрет на ее использование грозит катастрофой. Это перераспределение рынка сбыта, перераспределять объемы, как на разливное пиво, так и на стекло. У стекла себестоимость дороже. Соответственно, завод в стекле пиво будет продавать дороже. Но все пиво не перетечет в стекло. Соответственно, будет сокращаться производство, рабочие места», — сказал Уланов.
По его словам, стеклянная тара приходит в Свердловскую область из других регионов, что также влечет за собой дополнительные расходы. Местного производителя стеклянной тары, способного удовлетворить потребности малых предприятий на Среднем Урале, нет. Примечательно, что один из заводов по производству стеклотары находится в Вологодской области, где и был разработан данный законопроект.
Стоит отметить, что законопроект о запрете на использование крупной пластиковой тары не распространяется на разливное пиво, реализация которого составляет 7% рынка. Кирилл Болматов не исключил, что этим послаблением могут воспользоваться многие производители пива. Однако значительно увеличить долю реализации разливного пива способны, пожалуй, только крупные игроки. У небольших пивоварен для этого не всегда есть ресурсы. По оценке Дениса Уланова, для размещения дополнительного оборудования на одной торговой точке потребуется около 200 тыс. руб.
«У нас на заводе разливное пиво составляет 10%. Если сократят реализацию в ПЭТе объемом 1,5 литра, мы физически не сможем распределить это пиво на розлив. При условии ограничения внешней рекламы можно увеличить реализацию разливного пива через то оборудование, которое уже размещено, максимум на 5%», — сказал директор ООО «Демидовские пивоварни».
Участники рынка просят законодателей повременить с принятием законопроекта и вернуться к его обсуждению. Пивовары отмечают, что сокращение производства приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. Однако законодатели считают, что ради здоровья населения можно пожертвовать экономикой.
«Если мы говорим о здоровье, здесь не может быть места экономике или производству. Мы тогда будем меньше тратить денег налогоплательщиков на лечение взрослого населения и детей от алкоголизма», — сказал председатель комитета Госдумы по охране здоровья.
Сергей Беляев