Участники туристического рынка подвели предварительные итоги майских каникул. Как и предполагалось, результаты продаж оказались ниже, чем в предыдущие годы. Впервые за 15 лет на рынке были горящие экскурсионные туры в Европу. Впрочем, по словам экспертов, туристы в этом году отдыхали не там, где хотелось, а там, где позволил бюджет. В результате этого немного поменялась география путешествий екатеринбуржцев: путевки в популярные страны разошлись «по рукам», а вот более экзотические направления спросом в этом году не пользовались.
«Подводя итоги майских каникул, можно отметить, что неплохим спросом в этом году пользовался пляжный отдых, а вот экскурсионный — нет. Судя по количеству спецпредложений, европейское направление пострадало больше всего. В этом году сильно «горели» Чехия и Италия. Один из рейсов в Римини даже был снят. А те борта, что улетали, были загружены слабо. Возможно, на ситуацию повлияло то, что в Европе еще холодно», — рассказала директор туристической компании «Либерти» Ольга Свечкова.
Директор компании «Натали-турс» Олег Хигер считает, что причиной потери интереса к Европе является не только ее климат, но и политическая ситуация. По его словам, участники рынка ожидали более оживленных продаж.
«Большого снижения покупательской активности в этом году в майские праздники не произошло. Массовые направления по-прежнему пользуются большим спросом. Однако в этом году впервые за 15 лет появились горящие путевки в Европу в весенние каникулы. Это может быть показателем экономических возможностей населения. В этом году наши граждане покупали туры исходя не из желаний, а из возможностей», — пояснил Олег Хигер.
Однако эксперты отмечают, что дорогие элитные путешествия в этом году без внимания потребителей не остались. Ольга Свечкова рассказала, что в этом году спрос сильно сместился в сторону дорогого пляжного отдыха.
«Турция, Арабские Эмираты и Кипр в этом году продавались хорошо и дорого. Средняя стоимость таких путевок на семью из трех человек составила 8 тыс. долл. США, хотя было немало и тех, кто отдохнул за 30 тыс. долл. США. Что касается Европы, то начиная с 6 мая в Чехию можно было улететь за 15 тыс. руб., в то время как изначальная стоимость билетов равнялась 30 тыс. руб. Путевку в Италию можно было приобрести за 700-800 евро», — рассказала Ольга Свечкова.
Впрочем, некоторые туристические компании кризиса и нестабильной политической ситуации в мире даже как будто и не заметили. Так, директор туристической фирмы «Зима-Лето» Ольга Гуляр отметила, что не ожидала такого всплеска продаж, какой был в сезон майских праздников.
«Период майских праздников буквально поразил нас всплеском покупательской активности. Особенно это было заметно на фоне снижения интереса к зарубежным турам, наблюдавшимся в феврале-марте. Активные продажи шли не только до, но и в сами майские праздники. Что касается самых популярных направлений, туристы чаще всего выбирали курорты Турции, ОАЭ и Кипра, так как здесь были лучшие предложения по соотношению цена-качество в этом году. Среди стран центральной Европы самым большим спросом пользовалась Чехия», — отметила она.
При этом все больше туристов путешествуют по миру без помощи туристических компаний. Такой отдых оказался особенно актуальным сейчас, когда евро и долл. США несколько подросли, а Европейские отели и перевозчики снижают цены.
Согласно данным сервиса Aviasales.ru, средний чек авиабилетов по основным туристическим направлениям из Екатеринбурга в этом году снизился на 8,64%. По словам PR-менеджера Aviasales.ru Яниса Цзениса, билеты в Прагу в этом году подешевели в среднем на 2 тыс. руб.
«Такое снижение цен нельзя называть демпингом. Появляются новые авиакомпании, новые тарифные опции — это обычные рыночные явления», — пояснил эксперт.
Вопреки заявлениям туроператоров о снижении спроса в европейские страны, падения продаж авиабилетов в этом направлении не произошло. Ситуация с реализацией билетов прямо противоположна продажам путевок. Например, туроператоры отмечают, что Чехия в этом году «горела», но, по данным Aviasales.ru, количество проданных билетов туда в этом году больше, чем в предыдущем. Можно сказать, что Чехия постепенно становится фаворитом самостоятельных туристов.
Таким образом, согласно заявлениям экспертов, ситуация на туристическом рынке в этом году значительно отличается от ситуации предыдущего года. Во-первых, изменилась структура спроса, он стал менее экзотическим: россияне летят туда, где дешевле и безопаснее. Во-вторых, относительно недорогие путевки на майские праздники продавались хуже, чем обычно, а вот дорогие хорошо. Это говорит о том, что спрос на отдых в Екатеринбурге смещается в сегмент бизнес- и премиум-класса. В-третьих, в этом году выросло количество «туристов-дикарей», которые решили сэкономить на услугах туристических компаний. Что касается наиболее популярных направлений, то лидерами продаж в Екатеринбурге, по данным Aviasales.ru, стали билеты в курортные города России, Испании, Турции,Чехии и Италии.
Татьяна Юстус