Власти Свердловской области торопят промышленников с производственной кооперацией
Свердловское правительство и промышленники в связи с вероятным ужесточением санкций, ограничений поставок зарубежных комплектующих и рынков сбыта решили заняться вопросами промышленной кооперации, разговоры о которой идут далеко не первый год. Сейчас российская промышленность зачастую не выпускает необходимые для изделий комплектующие, а зарубежные партнеры не торопятся с локализацией производства. В правительстве видят значительные перспективы сотрудничества местных предприятий, однако для этого необходимо потратить гигантские средства на техническое переоснащение и возобновить производство почти забытой продукции, такой как сложные подшипники.
23 апреля председатель правительства Свердловской области Денис Паслер провел в Каменске-Уральском совещание по вопросам промышленной кооперации. Сейчас ряд свердловских промышленных предприятий испытывает серьезные трудности в связи с ситуацией на Украине. В частности, 18 апреля на съезде Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей о заморозке ряда крупных контрактов и инвестпроектов с украинскими партнерами сообщил представитель Уралмашзавода.
Схожие трудности в регионе испытывают еще несколько предприятий, и сейчас власти пытаются решить ситуацию в рабочем порядке. Впрочем, случаи переноса комплектующих с Украины на местные заводы уже есть. По словам Дениса Паслера, ЗАО «Уральский электромеханический завод», зависевшее раньше от поставок с предприятий Харькова и Донецка, освоило производство необходимых деталей, поэтому с этим могут справиться и прочие компании.
«У нас нет сомнений, что уже в ближайшее время мы сможем закрыть всю потребность, которая существует как в Свердловской области, так и за ее пределами. Мы начали серию совещаний по промышленной кооперации, вопросы есть, именно поэтому мы собираемся, и мы с ними справимся»,— заявил свердловский премьер.
Кроме того, сейчас есть возможность повысить долю свердловских комплектующих в местных изделиях взамен тех же украинских деталей. В частности, Уралэлектромаш собирается заключить с корпорацией УВЗ договор на поставку стартовых генераторов — в этом году 365 штук, а в дальнейшем поставки планируется довести до 1 000 изделий в год.
В целом, по словам Дениса Паслера, сейчас необходимо помочь промышленным предприятиям как можно быстрее провести техническое перевооружение, чтобы повысить конкурентоспособность продукции.
Однако сейчас фактически нерешенной остается проблема производства подшипников в России, особенно изделий специального типа. Как отметил работник Уралэлектромаша, из отечественных предприятий только один завод изготавливает сложные подшипники, тогда как другие предприятия не могут добиться требуемых параметров качества.
«Этот вопрос я поднимал на совещании с участием правительства РФ — никто ничего не предпринимает. Через год-два проблема будет невозможна. Там, где допускается использование европейских подшипников, вопросов нет, но они поступают хитро: как только дело касается специальных изделий, сразу табу. Мы не имеем права сообщить частотный спектр, который нам интересен, а они говорят, что не могут предоставить данные, поскольку это коммерческая тайна», — пожаловался Денису Паслеру генеральный директор Уралэлектромаша Владимир Недзельский.
Кроме того, в случае ужесточения санкций со стороны США и стран Евросоюза ряд предприятий будет вынужден искать новые рынки сбыта. В частности, генеральный директор ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» Владимир Скорняков рассказал, что предприятие поставляет за рубеж более половины производимой продукции, и на долю США приходится почти половина объема экспорта, поэтому возможные санкции скажутся на деятельности КУМЗа.
«Мы работаем на американском рынке, поэтому если его закроют, то мы наверняка понесем какие-то потери. Но потери понесут и американские производители, которые используют нашу продукцию, поэтому я надеюсь, что здравый смысл все-таки восторжествует», — сказал Владимир Скорняков.
По его словам, предприятие ведет долгие вялотекущие переговоры с Airbus, одним из крупнейших в мире производителей воздушных судов, однако у другой стороны часто меняются переговорщики, и с компанией Boeing в этом смысле договориться легче. Рынки же азиатских стран занимают в объеме экспорта примерно 12-15%, однако сейчас, в связи с вводом значительных мощностей китайских алюминиевых компаний, конкуренция там будет ужесточаться.
В целом, отметил Денис Паслер, доля металлургической продукции в ВРП Свердловской области составляет 60%. На приобретение нового оборудования предприятия ежегодно тратят не менее 420 млрд руб., при этом на долю иностранного оборудования приходится не менее 70% от данной суммы.