Теперь у России два теплых морских побережья, а, соответственно, две курортных зоны — Крымская и Сочинская. Эксперты отмечают, что составить конкуренцию Турции, Греции и Египту они пока не могут. Однако соперничество между ними очевидно.
Правда, сейчас, по мнению экспертов, побеждает в этом противостоянии Сочи. На его стороне громкий «олимпийский пиар», развитая транспортная и туристическая инфраструктура и отлаженные маршруты. Крым же пока ничем подобным похвастаться не может. На полуострове пока не только нет инфраструктуры, но и не решен вопрос со снабжением пресной водой и электроэнергией. Большие вопросы возникают и с транспортной доступностью: есть все основания полагать, что власти Украины будут блокировать наземные магистрали для российских туристов.
В этой ситуации единственным способом организовать массовый туристический трафик в Крым станет авиация. И именно на этом направлении правительство предпринимает меры, призванные простимулировать россиян отдать предпочтение не столице Олимпиады-2014, а новоприобретенным территориям.
Так, министерство транспорта РФ опубликовало программу субсидирования воздушных перевозок в Крым: из 16 самых крупных городов России (включая Екатеринбург) перелет в Симферополь в одну сторону будет стоить 3 тыс. руб. При этом государство обязуется компенсировать авиакомпании еще 3 тыс. руб. за счет федерального бюджета. Таким образом, подразумевается, что рыночная цена перелета Екатеринбург — Симферополь составляет порядка 6 тыс. руб.
Отметим, что сейчас из Екатеринбурга в Крым нельзя улететь ни за 3, ни за 6 тыс. Более того, прямых рейсов до полуострова из Екатеринбурга вообще нет. Сезонные рейсы с 1 мая осуществляет только одна авиакомпания, причем стоимость билета в один конец, по словам участников рынка, составляет порядка 11 тыс. руб. Даже если государство проспонсирует свои 3 тыс., перелет все равно обойдется екатеринбуржцу в 8 тыс. руб.
Другой вариант — воспользоваться дешевыми дотируемыми билетами «Аэрофлота», который действительно летает в Крым за 3 тыс. руб. Но только из Москвы. Билет до столицы выйдет уральцу в 4-7 тыс. руб. Итого: те же 7-10 тыс.
При этом билет на прямой рейс Екатеринбург — Сочи сейчас можно приобрести в кассах Екатеринбурга за 8-9 тыс. руб., с пересадками в Москве — за 6 тыс. Если приобретать билеты заранее, то можно сэкономить.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что гипотетические дотации вряд ли серьезно скажутся на предпочтениях уральцев и не реанимируют крымский туризм в ближайшее время. По их мнению, Крым может рассчитывать разве что на возвратных туристов, которые любят именно этот курорт и ездят туда ежегодно.
Директор туристического агентства «Инна-тур» Инна Аверьянова отметила, что резкого увеличения туристического потока в Крым в этом году, скорее всего, не будет. Это связано не столько с нежеланием россиян поехать в Крым, сколько с неготовностью бизнеса наращивать турпотоки в этом направлении.
«На сегодняшний день представители туристического бизнеса в России не могут оценить качество и уровень крымских отелей. Насколько мы знаем, их 20 лет никто не благоустраивал, никто не проводил реновации и не строил новые. Стоит также отметить, что в Крыму до сих пор сохранилось три вида собственности на средства размещения — государственная, частная и профсоюзная. Сложно понять, кому принадлежит та или иная здравница. Об этом в каталогах не пишут. Также для крымских отелей нигде не указана звездность. Поэтому профессионалам очень трудно оценивать состояние номерного фонда Крыма», — считает Инна Аверьянова.
По ее мнению, екатеринбургские туристы более требовательны, чем путешественники из других регионов. Она считает, что пока не стоит агитировать граждан ехать именно в Крым, чтобы они не разочаровались раньше времени.
«Уральский турист избалованный, более обеспеченный и требовательный. Возможно, что Крым ему пока не подойдет. Те, кто были там два-три года назад, говорят, что там ужасно. А если мы сейчас наших граждан валом отправим в этом направлении, они разочаруются и никогда в жизни не поедут туда снова. Представителям туристического бизнеса очень важно посмотреть, на какого туриста рассчитаны крымские отели. Однако совершенно однозначно можно сказать то, что сегодня вип-клиент в Крым не поедет. И дотации на билеты тут не помогут», — добавила Инна Аверьянова.
Директор туристической компании «Либерти» Ольга Свечкова отмечает, что в этом году Крым вполне может рассчитывать на так называемых возвратных туристов, то есть тех, кто не понаслышке знаком с особенностями отдыха на постсоветском пространстве. Однако она считает, что в этом году продажи в Крым должны упасть — экономическое положение России не располагает к тому, чтобы русские граждане тратили на отдых больше, чем обычно.
«Наши туристы готовы ехать в Крым, но только те, кто уже знает, в каком состоянии там отельная база. Ведь не всем гражданам важно, чтобы отель соответствовал каким-то стандартам. Если туристы понимают, куда они едут, то они и в этом году купят билеты именно в Симферополь, а не в Сочи или Стамбул. Тем более, что патриотизм в этом году у большинства Россиян на подъеме. Однако туристический бизнес зависит не только от желания людей, но и от общей экономической ситуации в стране. Исходя из этого аспекта, продажи в Крым должны упасть», — считает Ольга Свечкова.
Президент общественной организации «Уральская туристическая гильдия» Людмила Варакина считает, что отдых в России сейчас становится модным трендом. Однако даже это не сможет повлиять на увеличение туристического потока в Крым. Она отметила, что в Крыму устарел не столько номерной фонд отелей, построенных в основном еще при советской власти, сколько сама манера обслуживания.
«Если кто-то ностальгирует по Советскому Союзу, он смело может ехать в Крым, чтобы там насладиться тем сервисом и обстановкой, которые предлагают местные отели и здравницы», — считает она.
Людмила Варакина подчеркнула, что для того, чтобы построить в Крыму крупную индустрию бизнеса и снабдить ее новыми кадрами, уйдут годы. Однако она считает, что если интерес правительства к Крымским курортам не угаснет, то через несколько лет они составят Сочи здоровую конкуренцию: здесь и климат мягче, и пляжи другие — песчаные, и история края богата на события. Так что здесь не только развлекательный туризм будет развиваться, но еще и познавательный — историко-этнографический.
Пока что цены на местные гостиницы в Крыму, конечно, намного ниже, чем в Сочи, поэтому эксперты полагают, что определенные группы людей туда все-таки поедут. Есть же те, кто предпочитает кемпинг гостиничному отдыху, кто готов выживать даже в самых трудных условиях. В принципе, участники туристического рынка надеются на долгое и плодотворное сотрудничество с Крымом. Со временем он станет «золотой жилой» для тех, кто занимается внутренним туризмом, однако когда это произойдет и кто возьмется за строительство и восстановление местной инфраструктуры, пока неизвестно.