На пороге больших перемен: свердловский туристический рынок ожидает череда неудач
Ежегодно туристический рынок покидают несколько игроков. Прошлым летом о банкротстве заявил один крупный оператор и несколько агентств. Эксперты полагают, что они не выдержали демпинга конкурентов. В этом году чтобы сохранить место под солнцем, крупные операторы России вынуждены работать себе в убыток. Однако удастся ли им это, покажет время. Понизившаяся платежеспособность населения, падение рубля, нестабильная политическая ситуация в мире — все это вкупе может привести к серьезной турбулентности рынка. Уже сейчас понятно, что планы туроператоров на летний сезон 2014 года будут сильно изменены.
«Количество самолетов, зарезервированных туроператорами в этом году, больше, чем в предыдущем. Скорее всего, в мае будет его корректировка в сторону уменьшения. Уже сейчас стало понятно, что одна четверть населения России стала намного беднее. Из 15 направлений, выбранных туристической компанией, реально загруженными может быть половина. Поэтому в мае некоторым туристам, скорее всего, будет предложено отдохнуть в Турции, а не в другой, менее популярной стране», — заявил директор туристической компании «Натали-турс» Олег Хигер.
Эксперты отметили, что глубина продаж турпутевок в этом году значительно меньше, чем в предыдущем, не только из-за низкой платежеспособности населения. По их мнению, причиной может стать напряженная ситуация с выдачей виз. Напряженность, впрочем, выражается только в ожидании ограничительных мер: реальных проблем с этим пока не было.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев отметил, что он встречался с консулами европейских стран. По его словам, они заверили бизнес-сообщество, что никаких ограничений в визовом режиме для россиян в Европе не предполагается.
Генеральный директор туроператора «Русский экспресс — Урал» Наталья Алешина подтвердила, что проблем с визами у российских туристов пока не было ни при поездке в США, ни при посещении Европы. Однако, по ее словам, количество желающих посетить Великобританию и некоторые другие европейские страны в этом году значительно уменьшилось. Наталья Алешина считает, что это происходит из-за нестабильности валюты: люди ждут, когда рубль снова начнет расти, поэтому и не покупают туры.
Казалось бы, сложившаяся ситуация должна сыграть на руку внутреннему туризму. Однако эксперты полагают, что этого не произойдет из-за того, что стоимость местных отелей зачастую выше, чем в Египте, Турции и даже в Европе.
«Два дня отдыха в санатории в Сысерти обойдутся вам дороже, чем 7 дней в Египте. Если вы сравните цены четырехзвездочных отелей в Барселоне и Екатеринбурге, вы увидите, что на Урале они в два раза выше. То же самое касается и других средств размещения», — заявил Олег Хигер.
Михаил Мальцев отметил, что на сегодняшний день можно заметить тенденцию повышения цен местными отельерами на такой же процент, как и европейских операторов на фоне роста валют. Эксперт считает, что это неправильно и экономически не выгодно.
Директор компании VisitUral.ru-Siberia Оксана Трофимова-Ниденталь полагает, что высокие цены екатеринбургских гостиниц оправданы низкой конкуренцией. По ее мнению, предприниматели просто не хотят терять деньги.
«Хорошие отели в Екатеринбурге держат высокие цены. Небольшая конкуренция и высокая загрузка оправдывает их ценовую политику. Отели низкого уровня здесь стараются держать стоимость размещения максимально небольшой. Однако люди предпочитают отдыхать там, где цены более конкурентные, а, соответственно, более низкие, и климат помягче», — пояснила Оксана Трофимова-Ниденталь.
В этом году в России появилась еще одна убыточная туристическая зона — Крым, считают эксперты. Его потенциал с точки зрения географического положения и климата не требует комментариев. Однако львиную долю всех туристов там составляли украинцы, русских там отдыхало всего 26% от общего числа или около 1 млн 600 тыс. туристов в год. Для сравнения, в Турцию из Екатеринбурга в сезон ежедневно вылетает около 1 000 граждан. Пять самых крупных российских операторов по Турции ежегодно перевозят туда до 5 млн туристов из России. Если учесть, что в этом году, по словам экспертов, желающих купить туристическую путевку в России стало заметно меньше, то непонятно, каким образом туристическая индустрия Крыма переживет лето.
Таким образом, эксперты полагают, что внутренний туризм пока не может перехватить эстафетную палочку у внешнего. Они отмечают, что ближе к маю на рынке произойдет корректировка цен на европейские курорты. Олег Хигер заявил, что европейцам «очень больно» терять русских туристов, поэтому они будут за них держаться.
«Политика политикой, но экономика некоторых европейских стран сильно завязана с туристами из России. К ним относятся Испания, Италия Греция, Кипр. Сейчас, когда бронирование отелей происходит медленно, многие из местных операторов уже начали снижать цены. Так что ничего критичного для выездного туризма пока нет», — подчеркнул Олег Хигер.
Однако он отметил, что ценовых войн между операторами в этом году не будет. По его словам, в этом году топ-10 самых крупных туристических компаний работает в убыток, поэтому занижать цены, как в прошлом году, скорее всего, они не станут. Он напомнил, что в 2013 году семидневный отдых в Греции с питанием стоил около 7 тыс. руб.
Олег Хигер полагает, что в этом году с рынка может уйти 2-3 крупных оператора. Насколько цивилизовано они это сделают, зависит от внутренней экономической политики компании, считает эксперт. По его мнению, не все игроки смогут пережить те изменения, которые приготовил туризму 2014 год.
По мнению экспертов, туристический рынок России сейчас находится в той стадии саморегулирования, когда государственное вмешательство не сможет сильно изменить положение вещей. Независимые друг от друга до этого года лидеры отрасли сейчас вынуждены консолидировать свою работу и вместе формировать загрузку самолетов, чтобы ограничить рост убытков, который им приносит простой бортов. Эксперты отмечают, что за последние 2 года туристический рынок России кардинально поменялся, и теперь на нем действуют правила игры. Сколько компаний не сможет адаптироваться к новым условиям, покажет время.