Статьи
24.03.2014

Уралмаш: быть или не быть?

Руководство и основной акционер ОАО «Уралмашзавод» наконец-то решили приоткрыть завесу тайны над тем, что творится на огромной промышленной площадке, которую некогда занимало самое большое машиностроительное предприятие страны. На экскурсию пригласили губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главу администрации Екатеринбурга Александра Якоба, представителей профильных ведомств и депутатов Законодательного собрания региона. После совещания, которое провел глава Среднего Урала, вопросов о будущем «завода заводов» осталось очень много, так как положение, в котором он находится, более чем неоднозначное.

Уралмаш: быть или не быть?

Своеобразной «оговоркой по Фрейду» можно было считать плакат у главной проходной предприятия, вывешенный к 80-летию со дня основания завода, которое отмечалось летом 2013 года. «Завод и страна — одна судьба!». Ведь по большому счету на базе Уральского завода тяжелого машиностроения после распада СССР на сегодняшний день есть порядка 30 собственников промышленных площадок. Основными же производствами являются только два — ОАО «Уралмашзавод» и ЗАО «УРБО». Собственно, эти два актива ОАО «Газпромбанк» (основной акционер) и демонстрировало губернатору Евгению Куйвашеву.

На ЗАО «УРБО» собирают буровые установки и, как рассказали сами рабочие, заказы есть, зарплата в среднем не самая плохая — от 35 до 45 тыс. руб. На сегодняшний день здесь работают 1 050 сотрудников. Трудятся в основном на станках, которые произведены еще в 60-70 годы прошлого века. Есть несколько новых агрегатов импортного производства, однако их количество по сравнению с устаревшими образцами ничтожно мало.

После ликвидации литейного производства металлические заготовки на ЗАО «УРБО» стали поставлять из Перми и Санкт-Петербурга. Потребности в литье, как утверждают руководители предприятия, нет, и качество выше. Вот только транспортные расходы повышают стоимость на 4%.

Уралмаш: быть или не быть?

Несмотря на чистоту в самих цехах, за их пределами картина более чем удручающая. Огромное количество строений просто закрыто. Под снегом стоит большое количество грузовиков и железнодорожных вагонов. Часть подъездных путей не очищена. В некоторых цехах разбиты окна. Людей можно редко встретить на дорожках между строениями. Указатели же «Шиномонтаж» смотрятся так и вовсе дико.

В цехах ОАО «Уралмашзавод» примерно такая же картина, как и на «ЗАО «УРБО» — предприятие работает. Для его функционирования ОАО «Газпромбанк» вложило с 2006 года 25 млрд руб. Тем не менее динамика по МСФО у предприятия составляет 6 млрд 314 млн руб. и в 2014 году планируется на уровне 5 млрд 247 млн руб., то есть минус более чем 1 млрд. При этом количество сотрудников в 2014 году должно сократиться с 4 тыс. 200 до 3 тыс. 566 человек.

На совещании с руководством предприятий и представителями основного акционера, которое оказалось неожиданно открытым для журналистов, Евгений Куйвашев заявил: «Говорите смелее. В цехах прессе ничего слышно не было».

По ЗАО «УРБО» руководство предприятия планирует модернизировать производство, закупив 27 новых станков. Сейчас таких всего два. Впоследствии это поможет выйти предприятию на выпуск 75 буровых установок в год.

Уралмаш: быть или не быть?

Что касается ОАО «Уралмашзавод», то здесь все сложней. Топ-менеджмент указывает, что падение объемов производства за последние два года связано с кризисом в горно-металлургической отрасли. Завод пытается работать по схеме сдачи техники в аренду с последующим выкупом.

Однако руководство само признается, что предприятие растеряло связи с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном. Сейчас сотрудничество пытаются возобновить. Пока же 1/3 всех зарубежных поставок приходится на Индию. Еще часть продукции поставляется во Вьетнам и Монголию.

По итогам совещания губернатор поручил правительству совместно с руководством предприятия, конструкторами разработать программу развития производств, чтобы предприятия были обеспечены заказами, активно участвовали в межрегиональных кооперациях, имели возможность продвигать свою продукцию на новых рынках.

«Сейчас в регионе проводится серьезная работа по возрождению машиностроения. Для этого на региональном уровне действует порядка 30 институтов развития, областная программа поддержки промышленности и программа создания новых рабочих мест. Предприятию нужно активней интегрироваться в бизнес-идею региона и ориентироваться на внутреннюю кооперацию», — отметил Евгений Куйвашев.

Уралмаш: быть или не быть?

Надо сказать, что 17 декабря 1941 года Иосиф Сталин прислал телеграмму директору Уралмашзавода Музрукову и главному инженеру Рыжкову, в которой было сказано: «Прошу вас честно и в срок выполнять заказы по поставке корпусов для танка KB Челябинскому тракторному заводу. Сейчас я прошу и надеюсь, что вы выполните долг перед Родиной. Через несколько дней, если вы окажетесь нарушителями долга перед Родиной, начну вас громить как преступников, пренебрегающих честью и интересами своей Родины. Нельзя терпеть, чтобы наши войска страдали на фронте от недостатка танков, а вы в далеком тылу прохлаждались и бездельничали».

Эта телеграмма висит в приемной генерального директора предприятия и по сей день.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.05.2014 Новое сокращение: выручка УЗТМ в I квартале снизилась до 1,3 млн рублей

Свертывание литейного производства на ОАО «Уралмашзавод», по всей видимости, привело к тому, что в январе-марте 2014 ...

20.05.2014 Невыгодные вложения: акционеры УЗТМ уже 10 лет не получают дивиденды

Некогда самое мощное машиностроительное предприятие Свердловской области отчиталось о финансовых показателях за I ...

19.05.2014 Без дохода: акционеры ОАО «Уралмашзавод» не получали дивиденды уже 10 лет

Некогда самое мощное машиностроительное предприятие Свердловской области отчиталось о финансовых показателях за I ...

25.03.2014 «Уралмашзавод»: будущее предприятия туманно

Руководство и основной акционер ОАО «Уралмашзавод» наконец-то решили приоткрыть завесу тайны над тем, что творится на ...

18.01.2010 Губернатор Свердловской области Александр Мишарин: Сегодняшнее состояние ОАО «Уралмашзавод» хуже, чем я думал

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2010. «ОАО «Уралмашзавод» — это флагман тяжелого машиностроения. С 2002 года здесь прекратили ...