Авторынок Урала и Екатеринбурга меняется на глазах. В условиях почти полного отсутствия роста — по самому оптимистичному прогнозу, продажи в этом году сохранятся на уровне прошлого — дилеры понимают, что необходимо делать ставку на сервис и дополнительные услуги. Период первого автобума прошел, рынок понемногу подходит к насыщению и перестает быть однородным: одни бренды теперь будут расти за счет других. Примечательно также, что в лидеры выходят средне- и полноразмерные автомобили японских и корейских марок, тогда как сегмент дешевых автомобилей не растет. Как отметили эксперты, это говорит о том, что ситуация 2013-2014 годов будет кардинально отличаться от кризисных 2009-2010 годов.
Сегодня представители автодилеров и смежных сегментов обсудили перспективы развития регионального авторынка и поведенческие стратегии на круглом столе, организованном аналитическим центром «Эксперт-Урал». Несмотря на все негативные тенденции в экономике, автомобильные компании по-прежнему готовы инвестировать в строительство производственных мощностей на территории России, говорит директор департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт и Туш СНГ» Татьяна Кофанова.
Однако пока значимых макроэкономических факторов, которые могли бы оживить спрос, нет, отмечает директор Russian Automobile Market Research (Национальное агентство прямых инвестиций) Татьяна Арабаджи.
«Авторынок в УрФО в 2013 году снизился по всем показателям. По 2014 году пока не очень много оптимизма, машины подорожают из-за ослабления курса рубля. Можно ждать сокращения рынка на 5-7%, в лучшем случае — повторение результатов прошлого года», — рассказала Татьяна Арабаджи.
В целом по округу падение продаж в 2013 году составило 7,5% относительно предыдущего года, по Свердловской области — 6,5%, говорит исследователь. Среди брендов в Екатеринбурге на первом месте по-прежнему «Лада», которая занимает почти 12%, однако ее доля снижается, и в совокупности первое место по региону занимают японские бренды, а второе — корейские. Лоукостеры уступают сегменту автомобилей среднего класса на 4%, и именно на последние приходится основная часть рынка. По программе льготного автокредитования было продано чуть более 10% всех автомобилей и, как отметили эксперты, от нее ожидали большего.
В целом по стране автомобили российских брендов уступили пальму первенства японским, также свои позиции улучшили корейские марки, говорит Татьяна Арабаджи. Значительно выросла доля кроссоверов (Sport Utility Vehicle — SUV). Продажи более дорогих автомобилей шли в целом лучше, чем дешевых — как отмечает исследователь, это связано с большей финансовой устойчивостью их покупателей. Впрочем, основную долю на рынке сейчас занимают массовые иномарки.
Представители автодилеров, комментируя ожидания от 2014 года, прогнозируют результаты продаж примерно на уровне предыдущего года, однако отмечают, что по отдельным брендам возможны разные результаты. Так, исполнительный директор «Каталония Авто» (дилер испанской марки Seat) Игорь Митрохов отмечает, что в 2014 году роста продаж не будет. По его словам, сейчас доля кредитных автомобилей выросла почти до 70%, что говорит об отсутствии наличных денег у населения. Клиентов сегодня также привлекает программа, которая предусматривает отсутствие первого взноса.
Однако падение в целом по рынку может составить и до 10%, говорит директор центра «Автоленд на Новосибирской» (дилер Honda) Кирилл Шуняков. Такого же снижения продаж машин бренда ожидает и дистрибьютор марки Honda Motor Rus.
Директор грузомолла «Березовский привоз» (продажи грузовых автомобилей) Александр Андриянов также считает, что падение продаж будет более значительным, чем 2-5%. «У нас уровень отказов по кредитам растет с каждым месяцем, их уже едва ли не половина», — отметил он.
Тенденция отказов началась в конце прошлого года, говорит директор по автокредитованию уральского отделения банка «Уралсиб» Андрей Ачимов. Пока тенденции повышения ставок нет, однако во втором квартале года это не исключено, признает он.
В целом год будет очень сложным для авторитейлеров, говорит исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. Не в последнюю очередь это произошло из-за того, что за последние два года потребителей приучили к значительным скидкам и подаркам при покупке нового автомобиля, и теперь исправить ситуацию будет не так просто. Кроме того, по словам Александра Рулевского, покупатели становятся все более прагматичными, и дилерам следует беречь свою клиентскую базу. Первый автомобиль продает отдел продаж, второй — отдел сервиса, отметил директор ЦС-Моторм Роман Полухин.
Сейчас во всем мире молодые люди крайне избирательно относятся к покупке автомобиля, и сервис играет все более важную роль, отмечает представитель «Делойт и Туш СНГ». «Если опыт покупки будет положительным, то лояльность к бренду будет расти. Производители стимулируют дилеров улучшать обслуживание, ужесточая процесс контроля качества», — говорит Татьяна Кофанова.
По данным председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елены Чернышовой, всего в Екатеринбурге на 1 января 2014 года насчитывается 699 455 автомобилей. На 1 000 человек приходится 489 машин, однако, как отмечают эксперты, реальный уровень автомобилизации примерно на треть ниже из-за старых неиспользуемых экземпляров.
В январе 2014 года в Екатеринбурге, согласно исследованию агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург», было продано 5 252 автомобиля, что на 4% меньше января прошлого года. В тройку наиболее популярных брендов входят Lada — продано 643 автомобиля (-10%). Продажи Nissan составили 529 шт. (+56%), Renault — 501 шт. (+65%).
Андрей Пермяков