К концу 2013 года стало очевидно, что модные бутики в Екатеринбурге переживают не лучшие времена. В торговых центрах их количество заметно поубавилось. В пустующих местах управляющие торговых центров пытаются приютить альтернативных арендаторов. В ТЦ «Мода» устраивают фотовыставку начинающих фотографов, в «Универбыте» вместо модных платьев на первом этаже продается бытовая техника. Стоит отметить, что те ритейлеры, которые еще держатся на плаву, не дождались января и снизили цены на 40% и более.
Предпосылками для этой ситуации, как ни странно, стал не столько кризис, сколько развитие туризма. С каждым годом возрастает количество человек, которые могут позволить себе посетить европейские города и увидеть реальную стоимость модных брендов. Сегодня многие понимают, что билет на самолет в Милан туда-обратно и покупка платья будут стоить дешевле, чем то же платье в «Покровском пассаже», пусть даже и со скидкой.
Вместо покупки этого платья здесь можно слетать в Милан, чтобы приобрести его там — будет дешевлеУже сейчас можно говорить о том, что ритейл премиум-класса в Екатеринбурге, где одежда известных европейских брендов продается с наценкой в 300-400%, теряет свою актуальность. Теперь, когда потенциальные покупатели екатеринбургских премиум-магазинов могут позволить себе бывать в Европе несколько раз в год, спрос на такие магазины начал падать.
Президент Watcom Group Роман Скороходов отмечает, что по этой причине модный ритейл не только в Екатеринбурге, но и в Москве находится в состоянии серьезной стагнации: прибыль постоянно сокращается, предпосылок к росту нет.
Более того, по мнению экспертов, модный ритейл также страдает и от европейского экономического кризиса.
«Фэшн ритейл более чувствителен к доходам населения, потому что в дорогом платье отказать себе проще, чем в еде. Сейчас мы можем наблюдать замирание или формирование отложенного спроса. Необходимо отметить, что это совсем не типично для данного времени года, ведь сейчас предновогодний период», — отметил независимый консультант по вопросам коммерческой недвижимости Сергей Николайченков.
Около двух часов дня. В «Покровском пассаже» практически безлюдноПо его мнению, закрытие ряда бутиков в течение зимы в этой ситуации неизбежно. Он отмечает, что больше всего подвержены риску бутики в торговых центрах узкого профиля.
«Ритейлеры утверждают, что спрос в данном сегменте снизился в среднем на 10%. Но по данным наших исследований, можно сказать, что произошло перераспределение спроса между бутиками в разных торговых центрах: в некоторых из них снижения нет. К ним относятся те, которые находятся в шаговой доступности от жилых районов, а также имеют якорных арендаторов, реализующих товары импульсного спроса. Также от кризиса не пострадали бутики в торговых центрах, где кроме ритейлеров присутствуют арендаторы развлекательного плана, например, кинотеатры», — пояснил он.
В узкосегментированных ТЦ, где все арендаторы принадлежат фэшн ритейлу, коммерсанты пытаются преодолеть кризисный период с помощью демпинга. В торговых центрах сегмента «премиум», таких как «Покровский пассаж», «Лимеранс» и «Мода», одежда и зимняя обувь уже продается со скидками 40%, что не характерно для декабря. Продавцы бутиков уверяют, что в январе скидки станут еще больше.
Эксперты отмечают, что демпинг усиливает конкуренцию в этом сегменте, и некоторые игроки рынка ее не выдерживают. Во многих торговых центрах появились вакантные площади, так как их арендаторы ушли с рынка.
Звание самого пустующего торгового центра в Екатеринбурге по праву принадлежит ТЦ «Мода». Мало кто из ритейлеров решается разместить в нем свои точки. С момента его открытия в нем пыталось прижиться немалое количество модных марок, но через некоторое время все они оттуда съезжали. В прошлом году здесь появился якорный арендатор — двухэтажный универмаг Tonel.
Сейчас в ТЦ «Мода» около 10 пустующих бутиков. Правда, эксперты уверяют, что пару месяцев назад их было еще больше. Они отмечают, что сложность для ритейлеров заключается в том, что здесь пока нет фудкорта или торговых точек с товарами широкого потребления, которые привлекали бы сюда людей.
В ТЦ «Мода» 10 пустующих бутиковЧтобы хоть как то занять пустующие площади, руководство решило их отдать под культурные проекты. На днях там пройдет открытие фотовыставки. По словам ее организаторов, площадь им предоставили практически бесплатно: по бартеру, в обмен на медиаподдержку.
Еще в одном модном торговом центре — «Лимеранс» — внимание посетителей привлек лишь Новогодний базар. В остальной части торгового центра днем можно встретить не более пяти покупателей, блуждающих по бутикам.
Не самым лучшим образом обстоят дела у одного из крупнейших ритейлеров одежды и аксессуаров сегментов «люкс», «премиум», «мидл» на территории УрФО — WEDA Fashion Group (торговый холдинг «Веда»).
В конце сентября стало известно, что холдингу из-за долгов перед банком пришлось выставить на продажу здание своего ТЦ Corteo Fashion Mall. В конце августа этого года Сбербанк России обратился в Арбитражный суд, направив иск в адрес 12 ответчиков, среди которых значится и владелец здания Corteo Fashion Mall. Во сколько именно оценивает банк стоимость объекта, не уточняется. Общая сумма исковых требований составила 462,6 млн руб. и 485 тыс. евро. В результате суд наложил на здание арест и выставил на продажу. Впрочем, холдинг пытался оспорить решение суда, но безрезультатно.
В сентября Россельхозбанк (РСХБ) предъявил свои исковые требования к холдингу в размере 92 млн руб. Впрочем, по этому делу стороны достигли мирового соглашения, холдинг признал свою задолженность перед банком и пообещал выплатить долги до середины 2017 года.
В результате модным бутикам из Corteo Fashion Mall пришлось переехать в новую очередь подконтрольного холдингу «Покровского пассажа». Сейчас они занимают целый этаж в старой очереди торгового центра.
Четвертый этаж «Покровского пассажа» (первая очередь), где раньше находилась мужская одежда, закрыт. Он переместился в новую очередь торгового центра. Как заверили в магазине, в ближайшее время новых открытий там не планируется.
4 и часть 3 этажа в «Покровском пассаже» закрытыЕще одним изменением в холдинге стал отказ от работы с сегментом «масс-маркет». Очень долгие годы холдинг «Веда» держал в городе магазины Benetton, Sisley и Mango, но этой осенью они перешли в управление к московским компаниям — генеральным представителям в России.
Глава управляющей компании R.Management Алексей Мальцев резюмирует, что екатеринбургский фэшн ритейл не просто стагнирует, он сжимается. По его словам, премиальный сегмент после кризиса, возможно, оправится, а laxury — не факт, так как представители этого класса предпочитают европейские бутики екатеринбургским.
Эксперты, в принципе, не смогли ответить на вопрос, когда закончатся для модного ритейла сложные времена. Они отметили, что Европа и Россия попали в полосу так называемого перманентного кризиса, никто из специалистов не берется предсказывать, когда он закончится. А так как в России недостаточно развита модная промышленность, то этот рынок напрямую зависит от западной экономики.
Анастасия Куликова, Татьяна Юстус