В ходе работы над продвижением Свердловской области на мировом рынке инвестиций правительство региона совместно с ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» пригласило в Екатеринбург ведущих специалистов Всемирного банка Дэвида О’Донована и Роберта Уайта. В ходе пресс-завтрака они поделились первыми впечатлениями об инвестиционной привлекательности области. По их мнению, регион достаточно развит и интересен с экономической точки зрения. Однако для узнаваемости на мировом рынке ему необходим бренд.
Результатом сотрудничества КРСУ с представителями всемирного банка должно стать создание системы привлечения инвестиций в регион до 2030 года. Эта работа — следствие договоренностей, которые были проведены правительством области на Первом Форуме институтов развития в апреле нынешнего года. Тогда представители Всемирного банка пообещали поделиться мировым опытом привлечения инвестиций.
«Мы пригласили экспертов мирового уровня по привлечению инвестиций в регионы, чтобы они поделились своим опытом. В ходе визита в Свердловскую область они проведут максимальное количество встреч с представителями государственных и частных структур. Им предстоит оценить то, что в регионе уже сделано для повышения инвестиционной привлекательности, и предложить конкретные механизмы адаптации мирового опыта для привлечения иностранных инвесторов», — заявил сегодня на пресс-конференции генеральный директор ОАО «Корпорация развития среднего Урала» Сергей Филлипов.
Он также добавил, что эта работа носит не декларативный характер: в результате будут созданы реальные механизмы, которые помогут региону привлечь иностранных инвесторов.
Представители Всемирного банка отметили, что Свердловская область, как и вся Россия, по данным многочисленных исследований, известна тем, что здесь трудно вести бизнес. Они подчеркнули, что наличие коммерческих рыночных и политических рисков останавливает инвесторов. По их мнению, ключевой фактор в привлечении инвестиций — создание положительного образа региона на мировом рынке.
«Свердловская область имеет послужной список достижений в индустриальном производстве. Здесь существует сильная университетская образовательная база. Также стоит отметить ее удобное географическое положение как форпоста на границе Европы и Азии. Правительство региона это осознает и пытается использовать сильные стороны для ее продвижения», — отметил Роберт Уайт.
По его мнению, для успешного позиционирования региона на мировом рынке ему необходимо разработать стратегию продвижения своего бренда, которого у области пока нет.
«Проводя исследования инвестиционного потенциала вашего региона, мы поставили себя на место инвестора. И считаем необходимым отметить, что пока непонятно, что конкретно вы хотите предложить миру. Второй вопрос, на который мы пока не нашли ответ — в чем именно ваш регион может быть конкурентоспособным на мировом рынке. После того, как вы с этим определитесь, вы должны будете подать эту информацию так, чтобы она была услышана. А для этого вам нужен бренд», — добавил Роберт Уайт.
Эксперты подчеркнули, что это необходимо сделать в первую очередь, так как пока что Свердловская область в мире слабо узнаваема.
«Инвестиционный рынок — это рынок продавца, а не потребителя. Здесь условия диктуют инвесторы. Примерно 10 тыс. объектов на земном шаре пытаются привлечь к себе их внимание. Это очень конкурентная среда. Если вы хотите, чтобы в этой толпе был услышан голос вашего региона, вам необходимо прежде всего создать свой имидж и продвигать его на мировой рынок», — заявил Дэвид О’Доннован.
Эксперты отметили, что в мире уже существуют примеры того, как грамотная работа по продвижению региона приносила свои плоды. Однако они подчеркнули, что говорить об успешности данной деятельности в регионе пока рано, так как она еще находится на начальной стадии. При этом большое значение имеет деятельность первых лиц региона.
«В формировании инвестиционной привлекательности региона очень важна роль первых лиц, в первую очередь губернатора. Успех к области придет сверху от него. Он, как и все департаменты и министерства, должен быть вовлечен в работу по созданию инвестиционной привлекательности региона. Также для этого критически важно привлечение внимания к области на федеральном уровне», — пояснил Роберт Уайт.
Сергей Филлипов добавил, что в Свердловской области на данный момент создана система по привлечению инвестиций. В нее входит Совет по инвестициям при губернаторе Свердловской области, который аккумулирует ее деятельность. Также в этом направлении работают некоторые подразделения в министерстве экономики региона. Немаловажную роль в этой структуре играет КРСУ, созданная для того, чтобы привлекать инвестиции.
«Иностранные эксперты подскажут нам, как можно более эффективно использовать наши ресурсы, посмотрев на все со стороны», — заключил Сергей Филлипов.
Татьяна Юстус