1 декабря в России вступил в силу закон об отмене «мобильного рабства», согласно которому абоненты смогут поменять оператора сотовой связи, сохранив прежний номер. Вместе с тем правительство предоставило компаниям возможность отсрочить предоставление услуги переносимости мобильного номера (Mobile Number Portability — MNP) до апреля 2014 года, чтобы наладить работу сервиса. Представители сотовых операторов пока не рекомендуют абонентам менять компанию и отмечают, что в противном случае могут быть проблемы с входящими звонками, доставкой SMS и MMS, начислением платежей и другими сервисами. При этом все участники рынка говорят, что готовы предоставить услугу, но не могут поручиться за конкурентов.
Согласно изменениям в законе «О связи», срок перехода абонента к новому оператору должен составить восемь дней. Сейчас компании уже начали принимать заявления от абонентов, желающих пользоваться их услугами, однако пока такой возможностью воспользовались лишь 230 человек, сообщает Digit.ru со ссылкой на советника Россвязи Владимира Калинина.
Между тем сами сотовые операторы пока не советуют абонентам спешить с переносом номера к другой компании. В «МегаФоне» отметили, что будут производить переключения с 9 января и позже: сеть оператора полностью готова к MNP, но компании критически важно, чтобы у абонентов работали все услуги, отметила PR-директор уральского филиала оператора Людмила Столярова. «В условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов, то есть проблемы перешедшего к нам абонента будут, в первую очередь, связаны с входящими звонками с других сетей», — говорит представитель «МегаФона». В связи с этим сотовый оператор не исключает возможности воспользоваться отсрочкой, предоставленной правительством.
В «МОТИВе» говорят, что технически также готовы к MNP. Обязательным условием корректной работы сервиса в компании называют полную готовность всех участников рынка: сотовых операторов, операторов фиксированной связи, платежных систем. «В противном случае у «сбежавших» абонентов могут возникнуть проблемы со связью», — отмечает пресс-секретарь оператора Алена Ярушина.
Поскольку регулирующие нормативно-правовые акты были разработаны в последний момент, активная фаза тестирования фактически началась только сейчас, отмечает пресс-секретарь «МТС Урал» Елена Колычева. По этой причине абоненты, решившие воспользоваться услугой MNP сейчас, могут столкнуться с задержкой переноса номера и ошибками в переносе вплоть до отказа сохранения номера абонента.
Кроме того, из-за неправильной маршрутизации трафика решившие сменить номер могут столкнуться с потерей звонков и SMS абонентов перенесенных номеров, невозможностью пополнить счет. Существует также угроза невозможности осуществления звонков с фиксированных сетей и сетей зарубежных операторов связи из-за отсутствия порядка регламентов взаимодействия с ними, перечисляет представитель МТС.
На первом этапе запуска MNP в России у мобильных операторов связи и других участников рынка будет работать только ограниченный набор базовых услуг, отмечает представитель Уральского региона ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Светлана Рычкова. «К числу типовых проблем, с которыми могут столкнуться абоненты, относятся невозможность получения входящих вызовов / SMS из других сетей, недостаточно готовых к услуге MNP, возможны проблемы при начислении платежей через платежные системы. Поначалу будут проблемы с использованием MMS», — говорит представитель компании.
Участники рынка также жалуются, что законодатели не предоставили им времени на полноценное тестирование. Российская отрасль связи имела всего 11 месяцев на подготовку, что объективно мало, а некоторые документы были подписаны и опубликованы всего за день до 1 декабря. В таких условиях обеспечить корректную подготовку нереально, подчеркивают операторы.
В «Ростелекоме» ожидают, что в течение декабря все необходимые доработки по сети фиксированной связи будут сделаны и протестированы. В целом же пресс-секретарь екатеринбургского филиала компании Екатерина Нечаева не рекомендует до Нового года менять оператора с сохранением номера. «Особенно если абоненты собираются пользоваться услугами роуминга в поездках, а также если для них важны не только голосовые услуги, но и мобильная передача данных или MMS», — говорит она.
В целом данный закон не должен существенно повлиять на рынок сотовой связи и ценовую политику операторов в России и на Урале, считают представители всех опрошенных компаний. «Тех абонентов, которые лояльны к одному оператору на протяжении нескольких лет — большинство, и наш опыт показывает, что их удерживает не номер мобильного телефона, а интегрированные услуги, соотношение цены и качества связи», — говорит пресс-секретарь «МТС Урал». По данным оператора, отток клиентов по итогам 3 квартала 2013 года составил 9,1%, что является минимальным показателем среди компаний «большой тройки».
В «Ростелекоме» отмечают, что вокруг темы MNP слишком много ажиотажа. «У большинства абонентов по 2-3 SIM-карты, которые используются под разные задачи. Если у вас три симки — между какими операторами их переносить?», — задается вопросом представитель компании.
Порядка 20% абонентов думают о смене оператора, отмечают представители «МегаФона» со ссылкой на свое внутреннее исследование. Оценка компании практически совпадает с оценкой ETSY Ratings, согласно которому 21% абонентов заинтересованы в переносе номера. «Но при этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней», — говорит Людмила Столярова, отмечая, что, согласно внутренним исследованиям, клиенты «МегаФона» более лояльны к оператору, чем абоненты других компаний.
В «МОТИВе» полагают, что глобального передела телекоммуникационного рынка ждать не следует. По внутренним исследованиям оператора, 13% абонентов рассматривают варианты перехода к другому оператору, однако в компании отмечают, что уже успели завоевать «своего» абонента и не ожидают значительного оттока клиентов. «Наоборот, у нового закона есть и оборотная сторона: он может увеличить абонентскую базу компании, а вместе с ней и принести дополнительную прибыль», — подчеркивает Алена Ярушина.
Радикальных изменений не ожидают и в «Билайне». В компании прогнозируют, что должно улучшиться качество обслуживания клиентов за счет обострившейся конкуренции. Скорее всего, операторы начнут предлагать абонентам более выгодные предложения, балансируя на грани экономики, продолжают представители «Билайна». В «МегаФоне» также отмечают, что демпинг невыгоден прежде всего самим абонентам, поскольку необоснованно низкие цены не могут не сказаться на качестве.
Согласно исследованию холдинга «Ромир», проведенному в августе 2013 года, поменять сотового оператора хотела бы почти половина российских абонентов. Среди абонентов МТС 46% заявили о намерении сменить оператора, среди абонентов «Билайн» этот показатель равен 51%. Планы перехода к другим операторам, по данным опроса, вынашивают 46% абонентов «Мегафона». «Ростелеком» и «МОТИВ» в данное исследование не вошли.
Андрей Пермяков