Несанкционированная реклама, вытесняемая с улиц Екатеринбурга, перебралась на общественный транспорт города в виде светодиодных экранов. При этом укорачивание светового дня сыграло только на руку рекламистам. Бегущие строки волей-неволей приходится теперь разглядывать водителям, которые стоят по вечерам в пробках. Сами автовладельцы, однако, от таких технологий не в восторге. Засилье на автобусах световых рекламных экранов, которые не вписываются ни в ГОСТы, ни в правила эксплуатации транспорта, может также заинтересовать ГИБДД. Не исключено, что, когда ропот водителей дойдет до автоинспекторов, это обернется массовыми рейдами, направленными на демонтаж раздражающих конструкций.
Первоначально световая реклама в транспорте была ограничена «бегущей строкой», монтируемой внутри салона. Ее целевой аудиторией являлись пассажиры. Для расширения информационного поля использовались наклейки на внешней стороне автобусов, троллейбусов, трамваев и поездов метро. В стремлении сделать рекламу навязчивой для потребителей и дешевой для заказчиков рекламные агентства пошли дальше. В итоге по Екатеринбургу начали курсировать автобусы, задние стекла которых были полностью заняты светодиодными панелями. При этом рекламисты пытались соблюсти формальные рамки законов, используя красные и белые буквы.
«В основных положениях сказано, что недопустим сзади любой цвет огней, кроме белого и красного. Видел я эту рекламу. На первый взгляд, вроде, она укладывается в положение. Она белого и красного цвета», — пояснил УрБК член комитета по защите прав автомобилистов Владимир Селянин.
Вместе с тем правозащитник отметил, что белый цвет огней на задней части кузова может быть использован только для обозначения заднего хода автомобиля. По словам В.Селянина, формально в таких установках нет ничего противозаконного, однако других участников движения они ослепляют.
«Регулирование в этой сфере необходимо. Реклама мешает, поскольку в ночное время очень ярко светит», — сказал В.Селянин.
Однако, как выяснилось, все необходимые правила, которые сдерживают излишние фантазии рекламистов, уже существуют. В частности, в отделе пропаганды УГИБДД по Свердловской области указали на то, что установка рекламных экранов на транспорт является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, что является нарушением п. 7.18 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». За наличие самовольно установленной светодиодной панели водителя автобуса могут оштрафовать на 500 рублей. Руководству транспортного предприятия в таких случаях вносится представление об устранении нарушений.
В ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» в свою очередь отметили, что размещение светодиодных панелей на заднем стекле автобусов противоречит ГОСТам.
«На задние стекла не запрещается наносить рекламу, но в ГОСТах прописано, чтобы она не мешала обзорности. К нам дважды обращались с подобными просьбами, но мы официально им отказали со ссылкой на ГОСТы», — пояснила начальник рекламного отдела ЕМУП «МОАП» Татьяна Громазина.
Между тем в рекламно-производственной компании «Мид-Принт», которая занимается размещением таких экранов, уверены, что «бегущая строка» допустима как дополнение к номеру маршрута.
«Бегущую строку» можно размещать, как номер маршрута. «Бегущие строки» других форматов сейчас вообще нельзя. Из такси отовсюду это убирается. На все стекло — это нельзя», — сказал представитель компании.
Однако ни на ГОСТы, ни на правила эксплуатации транспорта некоторые рекламные агентства либо не обращают внимания, либо не знают об их существовании. В частности, компания «Рестарт» посвятила на своем сайте целый раздел установке светодиодных панелей на задние стекла автобусов. Прокомментировать легальность предлагаемых услуг в компании отказались. Между тем услугами подобных рекламных компаний уже воспользовался частный перевозчик ООО «Ю-Ви-Эй-Транс», который обслуживает пять маршрутов в Екатеринбурге. В частности, два автобуса с рекламными световыми экранами уже курсируют по маршруту 018. Примечательно, что на светодиодной панели в большинстве своем рекламируются услуги компании «Рестарт». Автоперевозчик оперативно предоставить комментарии по этому поводу не смог.
Светодиодная реклама действительно получилась навязчивой и запоминающейся. Однако в основном водители упоминают ее как помеху при движении. Защитник прав автомобилистов Максим Едрышов выразил, в частности, опасение, что ослепляющая реклама на автобусах в итоге приведет к росту дорожно-транспортных происшествий. По данным ГИБДД, в Свердловской области уже были прецеденты, когда из-за раздраженных яркой рекламой водителей устраивались массовые рейды.
«В Верхней Пышме автомобилисты жаловались на бегущую строку на такси. Там проводились рейды, убиралась реклама и проводились беседы с руководителями предприятий», — сообщили в Госавтоинспекции.
Скорая реакция автовладельцев из-за одной компании такси в Верхней Пышме объясняется небольшой площадью города. Однако дальнейший рост в Екатеринбурге светодиодной рекламы на автобусах также может вылиться в массовые проверки со стороны ГИБДД.
Сергей Беляев