Сфера ЖКХ остается в России одной из самых болезненных в любое время года. Летом опрессовки и отсутствие горячей воды, зимой — прорывы труб и перебои с теплом. При этом круглогодично на слуху высокие тарифы, некачественная работа управляющих компаний и ТСЖ. О том, как Свердловская область вошла в отопительный сезон, о работе управляющих компаний, отмене зимнего времени и других проблемах отрасли рассказал в интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
— Николай Борисович, давайте начнем с больной темы. С 1 июня вступило в силу постановление правительства РФ № 344, по которому за потребление общедомовых нужд сверх нормы должны платить управляющие компании и ТСЖ. Многие организации, обслуживающие жилфонд, откровенно называют его абсурдным. Что им в данном случае делать? — Если управляющие компании еще могут заниматься другими видами деятельности, за счет которых получают прибыль, такими как текущий ремонт, выполнение заказов жителей домов по ремонту, то ТСЖ заниматься этим не могут. И законодательно нигде не прописано, как прямые убытки этих организаций могут быть компенсированы. Автоматически это вызывает рост задолженности за потребленные коммунальные ресурсы.
В перспективе управляющие компании будут как минимум уходить с рынка так называемых нерентабельных домов, то есть домов с ветхими сетями, а максимум — вообще уходить с рынка обслуживания жилищного фонда.
Поэтому сейчас они вынуждены искать источники финансирования, чтобы привести в порядок внутридомовые сети, проводить работу с населением для установки приборов учета и пр. То есть получилось так, что данным постановлением вроде бы защитили население, но в результате управляющим компаниям нечем будет платить за энергоресурсы.
Правительство Свердловской области направило в российский кабинет министров свой отзыв на это постановление. В нем мы выразили свои опасения в том, что оно приведет к банкротству организаций, обслуживающих жилой фонд, и предложили правительству РФ пересмотреть документ с тем, чтобы возложить разницу между общедомовым и индивидуальным потреблением ресурсов на граждан, которые не установили приборы учета.
— Кстати, о приборах учета. Как обстоят дела с их установкой в муниципалитетах? — Однозначно ответить на этот вопрос было бы неправильно. В 19 муниципалитетах оснащенность жилфонда приборами учета составляет практически 100% жилфонда, например, Арамиль, Алапаевск, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Верхняя Пышма и др. А есть ряд городов, где этот показатель не превышает 30-40%. Тот же Нижний Тагил — не более 50%.
— В чем же причина? — Пассивность жителей и то, что у ресурсоснабжающих организаций нет средств для самостоятельной установки этих приборов. То есть схема такая: организация устанавливает приборы за свой счет с последующим возмещением затрат за счет жителей. Если в Екатеринбурге, например, ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» устанавливает их по этой схеме, то, к примеру, в Нижнем Тагиле у МУП «Тагилэнернго» и МУП «Горэнерго» для этого просто нет оборотных средств.
— Давайте вернемся к пассивности населения. Чем она обусловлена? — Два фактора. Первый — это исконно русское «авось». А второе — это отказ выполнять свои обязанности и непринятие законов. То есть нигилизм. По тем же приборам учета в законе четко сказано, что гражданин должен их установить. Тем не менее люди этого не делают. И, откровенно, не из-за того, что у них нет денег. Они просто не хотят этим заниматься.
— Ну, допустим, а как в Свердловской области с платежной дисциплиной? — Тут можно говорить о каких-то средних показателях, потому что в Екатеринбурге 97-98% граждан вовремя платят за коммунальные услуги, но есть территории, где таких сознательных людей только 66%. Здесь, конечно, нужно учитывать фактор уровня заработной платы и доверия к управляющим компаниям. По последнему показателю, у нас три проблемные территории — Артемовский, Талица, Первоуральск. Здесь можно говорить откровенно о произволе управляющих компаний.
— То есть в остальных муниципалитетах все нормально? — Нарушения, конечно, есть, но не так, как в городах, которые я перечислил. Вообще дисциплинированность и качество работы управляющих компаний за последние годы очень выросла. Здесь, кстати, нужно отметить хорошую работу Госжилинспекции региона, которая ужесточила требования к организациям, обслуживающим жилфонд. Плюс к этому, значительно выросла квалификация сотрудников управляющих компаний, чего нельзя сказать о ТСЖ: здесь процент нарушений гораздо больше.
— А как насчет цивилизованности в принципе рынка управления многоквартирными домами? Все же помнят и знают о переделе, о фиктивных собраниях собственников и двойных квитанциях. — Передел рынка существует, и действительно порой он носит криминальный характер. Есть факты, когда на собственников осуществляется давление, чтобы передать управление другим людям. В том числе используется и политический шантаж. В данном случае этим занимаются правоохранительные органы. Тем не менее собственники во многих крупных управляющих компаниях сменились цивилизованным путем.
— В различных управляющих компаниях по-разному отвечают на вопросы людей о необходимости перепрограммирования двухтарифных счетчиков в связи с отменой зимнего времени. При этом в одних говорят, что нужно, а в других — нет. — Управляющие компании не имеют права трактовать нормативные акты. За разъяснениями нужно обращаться в органы исполнительной или муниципальной власти. Поэтому поясняю: собственники счетчиков должны привести их в надлежащее состояние.
У нас в Свердловской области срок перепрограммирования продлен до 1 июня. Но это не значит, что этого не надо делать сейчас, а бросаться перепрограммировать, к примеру, к 28 мая. Жильцам дали время организованно и спокойно выбрать компанию, которая будет этим заниматься, чтобы вызвать работников один раз и все сделать.
— А вы сами как относитесь к отмене зимнего времени? — Как чиновник я обязан выполнять закон. Но как человеку мне стало менее комфортно жить и работать, так как по показателям биоритма я — «сова».
— Вообще отсутствие зимнего времени повлияло на экономику Свердловской области? — Никоим образом не отразилось. У нас много энергоемких предприятий, которые работают круглосуточно. Поэтому значительных изменений не произошло. По ряду же других субъектов РФ экономия получилась действительно существенная.
— И снова про зиму. Оцените, как регион вошел в отопительный сезон? — Особенность этого года в том, что не было «бабьего лета». Поэтому жители в сентябре уже почувствовали дискомфорт. Тем не менее график вхождения в отопительный сезон был выполнен практически всеми муниципалитетами области. Если говорить только о технической стороне, то несмотря на плавное начало сезона, был ряд моментов, которые были не устранены. Я имею в виду не везде своевременно законченный ремонт сетей. В качестве примера могу привести Белоярский и Каменский районы, Екатеринбург.
— Вам самому-то тепло дали? А то вы в начале сезона пожаловались, что живете в холодной квартире. — Я не жаловался, я констатировал факт. У меня дом находится на возвышенности, и поэтому тут все дело было в гидравлике. В этом есть один плюс: я всегда знаю, раз у меня дома появилось тепло, значит гидравлический режим выровнялся по всему городу. Кстати сказать, в этом же районе Екатеринбурга живет и главный инженер ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». Так что он тоже сидел без тепла (смеется).
— Прогноз можете дать на зимний период? К чему готовиться людям, если говорить о ЖКХ? — Сезон простым не будет. Синоптики обещают низкие температуры. Это минус. С другой стороны, зиму обещают снежную, и глубина промерзания земли не будет экстремальной. С учетом же того, что все организации, вовлеченные в процесс, хорошо подготовились в этом году, я планирую, что крупных аварийных ситуаций не будет. Мелкие, безусловно, будут, но в области есть все ресурсы для их оперативного устранения, поэтому если такое случится, надеюсь, что неудобства для свердловчан будут минимальны.
— Подводя итог: оцените состояние сферы ЖКХ в Свердловской области? — В целом не получится. Если говорить о юридической грамотности и подготовке в сфере ЖХК жителей и управляющих компаний, то мы если не лучший, то один из лучших субъектов РФ. Всеми отмечается, что правовая грамотность населения и руководителей предприятий отрасли очень высокая. Если говорить о технической готовности к отопительному сезону, по оценке Минрегионразвития РФ, мы вошли в тройку лидеров наравне с Москвой и Московской областью. Проблема, которая остается — это долги. Задолженность только населения составляет 2,7 млрд руб. Это нас не красит. Тем более что уровень тарифов у нас — не самый высокий среди субъектов РФ. Мы входим в пятерку регионов с самыми низкими тарифами. В ЖКХ в принципе без проблем не бывает. Они есть, и над их решением мы работаем.