Незаконная смс-рассылка, рекламирующая кредитные продукты банка «ИТБ», продолжается. Между тем участники скандала один за другим открещиваются от участия в явном нарушении законодательства.
Ранее ИАА «УралБизнесКонсалтинг»
писало о том, что телефонный номер, указанный в рассылке, принадлежит НПФ «Церих» в лице его обособленного подразделения, расположенного в Екатеринбурге. Тем не менее из головного офиса НПФ «Церих» в адрес УрБК поступило письмо, в котором организация открещивается от распространения sms-спама. Однако в ходе расследования инцидента всплыли и другие интересные подробности. Оказывается, базу для незаконной рассылки предоставил сотовый оператор «МТС».
В письме в адрес агентства исполнительный директор НПФ «Церих» Сергей Прокопьев сообщил, что организация никаких смс-рассылок от имени банка «ИТБ» не производила и договоров с кредитной организацией не заключала.
«Более того, никаких договоров с ОАО «Банк ИТБ» на оказание информационных и консультационных услуг наша организация не производила. Данная информация не соответствует действительности и грубо нарушает деловую репутацию НПФ «Церих», — сообщил Сергей Прокопьев, рассказав также о том, что компания несет серьезные репутационные убытки.
Кто должен компенсировать убытки НПФ «Церих» и банку «ИТБ», еще предстоит выяснить. Репутационные потери обеим организациям, по всей вероятности, нанесло сотрудничество с РСК Холдингом. Дело в том, что организацией рассылки занималось ООО «Региональная Сервисная Компания», входящая в состав РСК Холдинга. Это в разговоре с УрБК подтвердила генеральный директор ООО «РСК» Светлана Макогон.
«У РСК Холдинг заключен договор о сотрудничестве по кредитам с банком «ИТБ», но в смс-сообщениях банк «ИТБ» не фигурирует. Я думаю, что все граждане, которые жалуются на рассылку, просто не смотрят на документы, которые подписывают. В рассылке мы используем базу «МТС». Данный оператор связи сообщил нам, что шлет смс-рассылку только тем, кто дал на это согласие», — сообщила Светлана Макогон.
Однако все три гражданина, которые обратились в УрБК с жалобой на смс-рассылку, являются абонентами другого оператора из большой тройки. Более того, в попытке доказать свою правоту Светлана Макогон также подставила под удар и «МТС». В случае, если дело дойдет до суда, то, согласно законодательству, «МТС» предстоит предоставить подписи о согласии на получение рассылки всех абонентов, которые получили смс с рекламой кредитных продуктов и телефонным номером 311-60-44. Кроме того, теперь «МТС» также можно заподозрить в предоставлении телефонной базы своих конкурентов.
Что касается связи организаций, оказавшихся замешанными в скандале о незаконной рассылке, то, как сообщила Светлана Макогон, ООО «РСК» является агентом по продаже полисов ОМС НПФ «Церих» и кредитных продуктов банка «ИТБ». По всей вероятности, с целью повышения продаж обеих организаций, и, следовательно, демонстрации своей эффективной работы ООО «РСК» самовольно организовало незаконную смс-рассылку, тем самым «подмочив» репутацию своих контрагентов.
Более того, ни своим клиентам, ни сотрудникам руководство ООО «РСК» не сообщило о незаконной рассылке. Девушка, ответившая на звонок по телефонному номеру, указанному в рассылке, рассказала, что мы попали одновременно в РСК Холдинг и НПФ «Церих». По словам девушки, в зависимости от вопроса, который звучит на другом конце провода, она должна рассказывать о кредитных продуктах банка «ИТБ» или же программах НПФ «Церих». Однако зачастую, по ее словам, приходится выслушивать недовольных абонентов.
«Мне постоянно приходится общаться с людьми, которые недовольны тем, что им приходит смс-рассылка. При этом ни меня, ни мое руководство не поставили в известность о том, что в рассылке будет указан наш телефонный номер», — сообщила девушка.
Отметим, что при написании первого материала о незаконной смс-рассылке корреспондент УрБК также звонил по номеру, указанному в рассылке. Молодой человек, ответивший на звонок, сообщил, что мы попали в финансовый супермаркет «Церих» (запись, подтверждающая данный факт, находится в распоряжении УрБК). Как удалось выяснить, телефонный номер, указанный в рассылке, принадлежит обособленному подразделению НПФ «Церих» в Екатеринбурге. Это и стало основанием для написания материала, о котором теперь сетуют в московском офисе НПФ «Церих».
Путаница сотрудников, вынужденных отвечать на звонки по телефонному номеру 311-60-44, относительно того, какой организацией следует представляться, вызывает множество вопросов. Это может свидетельствовать о попытке ООО «РСК» избежать претензий со стороны своих контрагентов.
Между тем правозащитники однозначно говорят о том, что организация, занимающаяся смс-рассылкой без согласия на то гражданина, незаконно использует средства связи.
«Ситуацию стоит расценивать как вторжение в личную жизнь человека без его согласия», — уверен эксперт в области защиты прав потребителей Андрей Артемьев.
Напомним, что ни один гражданин, обратившийся в УрБК с жалобой на спам с предложением взять потребительский кредит, не давал на это согласие. Если Светлана Макогон считает иначе, то ей следует предоставить в редакцию документы за подписью абонентов.
Директор по связям с общественностью Уральского филиала ОАО «МегаФон» Людмила Столярова сообщила, что сотовый оператор не в праве по своему усмотрению не доставлять какие-либо сообщения электросвязи, что очень часто используют в своих целях недобросовестные организации.
«Оператор также не имеет права фильтровать SMS на рекламные и нерекламные в силу тайны связи», — заметила Людмила Столярова.
По оценке юристов, упоминание в скандале «МТС» может навредить сотовому оператору.
«Согласно ст. 18 закона о рекламе, любая реклама с использованием каких-либо телекоммуникационных каналов возможна только в том случае, если абонент дал на это согласие. При этом предоставление номера своего сотового телефона исполнителю (например, в ходе исполнения договора или в анкете на получение дисконтной карты) само по себе таковым согласием не считается, это должно быть именно согласие на получение рекламы по сетям электросвязи. Сейчас абонент ничего не должен подписывать — закон и так на его стороне, запрещая смс-рассылки», — рассказал старший партнер агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин.
Таким образом, НПФ «Церих» и банку «ИТБ» стоит более обстоятельно подходить к выбору агентов по продвижению своих продуктов. Ведь именно недобросовестное исполнение договора последними зачастую и становится причиной потери хорошей репутации. Впрочем, нельзя достоверно утверждать, что, заказывая услуги по продвижению в компании, пользующейся сомнительными рекламными методами, представители «ИТБ» и «Церих» не знали, как именно их услуги будут продвигаться на Урале. Вполне возможно, что уже тогда менеджеры обеих финансовых организаций как минимум догадывались, что компании будут рекламироваться через спам, но предпочли переложить ответственность за это на исполнителя.
УрБК будет следить за развитием событий.