Депутаты Екатеринбургской городской думы и сотрудники администрации города встретились с представителями Законодательного собрания Свердловской области, чтобы обсудить судьбу бюджета Екатеринбурга. Город дает порядка 70% доходов в бюджет региона, однако с каждого отданного рубля фактически получает всего лишь 15 коп. обратно. В общей сложности казна Екатеринбурга сокращается на 26%, тогда как бюджет области всего на 8%. При этом широко разрекламированная программа «Столица», по сути, сокращена и направлена на развитие областных проектов, а не городских.
По данным администрации города, Екатеринбург в следующем году может потерять от своих доходов 6,7 млрд руб. Из них 2,7 млрд руб. выпадают из-за снижения налога на доходы физических лиц с 29% до 18%. Потеря еще 4 млрд руб. из городского бюджета обусловлена сокращением объема межбюджетного трансферта с 15 до 11 млрд руб. При этом 71% бюджета все равно приходится на социальные нужды, 12% — на дороги и благоустройство и 7% — на сферу ЖКХ.
Кроме того, по программе «Столица», которая была в основе предвыборной кампании вице-губернатора Свердловской области Якова Силина, на 2014 год запланировано выделение 1,2 млрд руб. на строительство ЕКАД, которая является областным проектом, а городу выделяется 95 млн руб., на которые городские власти могут построить только улицу Фурманова. «Это что? Спасибо городу за выборы?», — задался вопросом заместитель главы Екатеринбурга Александр Высокинский, намекая, видимо, на проигрыш вице-губернатора.
Более резок в оценках был заместитель председателя комитета благоустройства администрации города Екатеринбурга Егор Свалов. «По программе «Столица» нам выделяют 730 млн руб. На эти деньги мы сможем закончить работу над теми объектами, которые начаты в этом году. Дальше строить нам будет нечего, и фактически сокращение хорошей программы «Столица» — это фикция и профанация», — заявил он.
Под вопросом остается строительство детских садов, на которые нужно 600 млн руб., и школ, которых нужно сдавать ежегодно хотя бы две в год, так как в Екатеринбурге насчитывается 123 тыс. школьников. Это составляет одну треть от всех учащихся Свердловской области. «Чтобы реализовать эти проекты, нужно софинансирование со стороны областного бюджета», — сообщила начальник управления образования администрации Екатеринбурга Евгения Умникова.
О финансовой поддержке, а, вернее, о ее отсутствии со стороны региональных властей говорила и начальник управления культуры города Татьяна Ярошевская. «На ремонт Театра Юного зрителя требуется 950 млн руб.. Нам не хватает сейчас 201 млн руб., все остальное финансирование взял на себя город», — сообщила она.
Отдельно был затронут вопрос общественного транспорта Екатеринбурга. По словам Александра Высокинского, областные власти не выполняют своих обязательств по компенсации перевозчикам недополученных доходов по льготникам, которые находятся в их ведении. На эти цели нужны 745 млн руб. в 2014 году, однако в бюджете области, который поступил сейчас на рассмотрение депутатов Законодательного собрания, их нет.
«Денег на льготы нет у предприятий как частных, так и муниципальных — ЕТТУ и МОАП, где трудятся 6,5 тыс. и 4 тыс. человек соответственно, есть кредиты в банках, и это грозит невыполнением условий договоров, а значит, банкротством», — пояснил заместитель главы администрации.
По словам главы департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрея Корюкова, остается непонятным вопрос по межбюджетным трансфертам и софинансированию: «Фактически мы подходим к обсуждению бюджета города и не знаем, предусмотрено что-то для города или нет», — отметил он.
Из всего вышесказанного складывалось впечатление, что власти Свердловской области, которые внесли в Законодательное собрание проект бюджета на 2014-2016 год, пытаются решить проблемы его дефицита за счет Екатеринбурга. Кроме того, многие выступавшие прямо говорили, что бюджет области верстается кулуарно, тогда как главный финансовый документ города проходит публичные слушания и максимально прозрачен.
Представители администрации города предложили депутатам городской думы и Законодательного собрания области повлиять на ситуацию, чтобы развитие Екатеринбурга не застопорилось. В частности, было предложено создать рабочие группы по обозначенным направлениям и выбрать из областных кураторов для взаимодействия.
В целом парламентарии лояльно отнеслись к критике областных властей со стороны администрации города. Лишь Валерий Савельев назвал все проблемы Екатеринбурга «страшилками» и покинул заседание, сославшись на то, что у него еще одна встреча. Председатель же комитета Законодательного собрания по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков отметил, что не только Екатеринбург требует к себе пристального внимания, но и Каменск-Уральский, а также Нижний Тагил. При этом он почему-то не упомянул, что последний муниципалитет больше других обласкан областными и федеральными властями в финансовом плане, так как является моногородом. Он предложил представителям администрации города и депутатам Екатеринбургской думы участвовать в работе согласительных комиссий, на что получил достаточно четкий ответ Александра Высокинского.
«Я 12 лет участвую в работе согласительных комиссий. Получается так: зал такой же, как здесь, на каждый вопрос несколько минут. После чего представители Минфина говорят: «Денег нет, движемся дальше», — заявил заместитель главы администрации.
В итоге было решено, что администрация Екатеринбурга направит за подписью главы города письмо в Законодательное собрание Свердловской области со своими пожеланиями, а депутаты примут участие в согласительных комиссиях.