Статьи
09.09.2013

В поисках запасного пути

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comНПК «Уралвагонзавод», который благодаря господдержке в 2010 году выбрался из кризиса, вновь начал испытывать недостаток в заказах. Оставаясь одним из основных участников рынка поставок вагонов для железнодорожных перевозок, УВЗ зарабатывает в основном за счет заказов от госкомпаний, таких как РЖД. Вследствие этого бесперебойность работы предприятия стала зависеть от динамики объема грузоперевозок и насыщения железнодорожных сетей грузовыми вагонами внутри страны.

Как стало известно УрБК из собственных источников «Уралвагонзавод» снизил загрузку производственных мощностей, связанных с производством подвижного состава. Информация о возможном сокращении начали поступать с начала 2013 года. В январе 2013 года в редакцию нижнетагильского издания TagilCity.ru поступили сообщения о переводе ряда бригад раз в неделю на сокращенный режим работы. В пресс-службе «Уралвагонзавода» поступившую тогда к журналистам информацию опровергли, заявив при этом об усилении механосборочного цеха благодаря высоким объемам гособоронзаказа на 2013 год. Вместе с тем на УВЗ признали, что цех вагоносборки будет «незначительно» сокращен из-за падения спроса на рынке.

Весной текущего года гендиректор УВЗ Олег Сиенко уточнил в интервью агентству «Прайм», что план производства вагонов в 2013 году будет снижен на 26% — с 30 тыс. до 22 тыс. Таким образом, по сравнению с 2012 годом, НПК «Уралвагонзавод» намерен выпустить на 20% меньше вагонной продукции. При этом массовых сокращений или перевод цехов на «вынужденные» отпуска на УВЗ не прогнозировали. Однако возникшим затишьем УВЗ планирует воспользоваться для модернизации предприятия.

Вслед за 20% сокращением объема заказов заметно изменилась выручка НПК «Уралвагонзавод». За первое полугодие 2013 года УВЗ получил от производства и реализации вагонной продукции на 40% меньше по сравнению с аналогичными показателями в прошлом году — 17,588 млрд руб. Чистая прибыль «Уралвагонзавода» по РСБУ с января по июнь в 2013 году сократилась в 20 раз — до 202 млн руб., прибыль до налогообложения — на 26,7% до 382,9 млн руб., валовая прибыль — на 19,3% до 8,793 млрд руб. Доля выручки от продажи вагонов при общем объеме доходов с января по июнь 2013 года упала с 74,8% до 47,5%.

Как следует из пояснения к отчету, сокращение прибыли обусловлено профицитом грузового подвижного состава на сетях РЖД, в связи с чем падают объемы заказов. Одновременно с перенасыщением железнодорожных путей наблюдается сокращение объемов грузоперевозок. В частности, с января по май 2013 года грузоперевозки ОАО «РЖД» сократились на 4,2%.

Отметим, что НПК «Уралвагонзавод» стала не единственным предприятием, которое почувствовало на себе изменения в отрасли. По всей стране в 2013 году объем производства вагонов ожидается около 45 тыс. единиц, что на 40% меньше по сравнению с 2012 годом, при этом половину из них отечественные предприятия планируют продать своим дочерним структурам, которые выступают как железнодорожные операторы.

«Вообще на протяжении этого года можно говорить об уменьшении госзаказа как со стороны РЖД, так и прочих других компаний, поскольку не осуществляются масштабные проекты, направленные на развитие и усовершенствование инфраструктуры — дороги, трубо- и газопроводы», — пояснил УрБК генеральный директор по правовым вопросам компании «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.

Аналитик считает, что изменение нагрузки на производственные мощности на УВЗ будет носить непродолжительный характер.

«Как только появятся какие-то новые проекты у РЖД и прочих госкомпаний, которые связаны с транспортом, может быть, это как раз и повлияет на ситуацию в лучшую сторону», — считает Земеров.

Однако появление и осуществление госкорпорациями новых проектов возможно при условии сохранения высоких цен на нефть и газ.

Ситуация с отсутствием госзаказов и ухудшение ситуации с грузоперевозками внутри страны усугубляется отсутствием запасных путей на международный рынок. Единственной надежной опорой УВЗ пока остаются заказы в сфере оборонной промышленности.

Сергей Беляев
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.03.2013 По итогам 2012 года чистая прибыль по РСБУ ОАО «ТНК-ВР Холдинг» сократилась на 24%

УрБК, Екатеринбург, 28.03.2013. В 2012 году ОАО «ТНК-ВР Холдинг» сократило чистую прибыль по РСБУ на 24% — до 185,586 ...

26.03.2013 Чистая прибыль ОАО «РЖД» сократилась на 16% по итогам 2012 года

УрБК, Москва, 26.03.2013. По итогам 2012 года чистая прибыль ОАО «Российские железные дороги» по РСБУ составила 14,110 ...

08.10.2012 В 2012 году выручка корпорации «Уралвагонзавод» от реализации товарной продукции выросла на 83%

УрБК, Екатеринбург, 08.10.2012. На головном предприятии научно-производственной корпорации «УВЗ» подведены оперативные ...

05.07.2012 На ОАО «Уралвагонзавод» поставлен новый производственный рекорд

УрБК, Екатеринбург, 05.07.2012. Подведены итоги работы коллектива ОАО «Уралвагонзавод» за шесть месяцев 2012 года. ...

26.08.2009 В январе — июле 2009 года снижение объемов продукции гражданского назначения ОАО «НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» составило 60,5%

УрБК, Москва, 26.08.2009. В январе — июле 2009 года снижение объемов продукции гражданского назначения ОАО «НПК ...