Складской вопрос: как Екатеринбургу стать международным хабом
В Свердловской области достаточно предпосылок, чтобы в ближайшие 2 года получить статус международного логистического хаба России. Но этому может помешать дефицит складских помещений. Несмотря на то, что в регионе вводится около 100 тыс. кв. м складов в год, этого не достаточно, чтобы удовлетворить возрастающие потребности предпринимателей. Логисты забили тревогу: область может не успеть реализовать проект транспортного коридора «Китай — Европа». Тогда эстафетную палочку перехватят другие регионы, а Свердловская область лишится нескольких десятков миллионов тонн груза.
По данным Уральской палаты недвижимости, за 2011-2012 годы в Екатеринбурге и ближайших городах-спутниках было построено более 200 тыс. кв. м. новых современных складов, еще 25 тыс. кв. м было введено уже в текущем году.
«Существующих объемов пополнения пока недостаточно для того, чтобы удовлетворить спрос на современные склады со стороны оптовых и розничных торговых компаний. Большинство новых комплексов с легкостью находит арендаторов задолго до завершения строительных работ и выходит на рынок уже полностью заполненными. В отдельных случаях управляющие компании имеют даже списки ожидания, и процесс ротации в этом случае занимает считанные недели. Уровень вакантных площадей в среднем по рынку не превышает 2%», — сообщают специалисты аналитического отдела уральской палаты недвижимости.
Председатель совета директоров группы предприятий «Корус» Андрей Бриль пояснил, что склады — не самые привлекательные инвестиционные проекты из-за низких арендных ставок.
«На данный момент есть более эффективные с точки зрения срока возврата денег сегменты недвижимости, например, торговля, жилье и целый ряд других. Хотя склады — очень важная и нужная дефицитная позиция, но по ним пока рост арендных ставок не привел к тому, чтобы все бросились их строить. В этом сегменте нет отрицательной доходности, но она ниже, чем в других», — пояснил Андрей Бриль.
Арендные ставки на складские площади растут медленно. Как отметил ведущий менеджер организации грузовых перевозок «AVS logistic» Руслан Глебов, в этом году по сравнению с предыдущим они увеличились примерно на 15%. Но другие эксперты уверяют, что их рост не превысил 5-7%. В частности, так считает президент некоммерческой организации «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис.
Он также отметил, что когда крупный торговый оператор ищет для себя складское помещение в Свердловской области, он сталкивается с тем, что его нет в наличии, а строительство под заказ в данном сегменте у нас еще недостаточно развито.
«В регионе существует дефицит на склады, которые запрашивают профессиональные логистические операторы. Они предъявляют особые требования, которые не всегда удовлетворяются. Тем не менее игроки федерального уровня являются основным потребителем в этом сегменте», — рассказал Сергей Шавзис.
Специалисты отмечают, что ситуация на рынке меняется очень медленно. Они заявляют о том, что пройдет не один год прежде, чем предложение начнет превышать спрос. Так, о дефиците складских помещений в области речь идет уже 2 года, но он сохраняется. В этом году анонсировано строительство третьей очереди «Логопарка «Пышма» площадью около 300 тыс. кв. м. По данным УПН, проект находится в замороженном состоянии более четырех лет.
Однако эксперты заявляют, что складские помещения области нужны уже в ближайшее время, иначе регион может упустить возможность стать крупнейшим международным логистическим хабом России.
«За последние 2 года ситуация на рынке складской недвижимости изменилась не сильно, но появилось понимание, что он для региона архиважен. Если раньше дефицит складов не считали проблемой, то теперь его признали, с ним хотят бороться, но не могут. Потому что по мановению волшебной палочки они не появятся. Их придется ждать не один год», — рассказал заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг.
Он также отметил, что если другие регионы воспользуются данной проблемой Свердловской области, то Екатеринбург упустит возможность стать одним из крупнейших международных логистических хабов России.
«Если Казань, Челябинск, Новосибирск или поволжские города будут предпринимать шаги на опережение Свердловской области, которая двигается в этом направлении достаточно медленно, то на Екатеринбурге, как международном хабе, можно поставить крест», — заявил Александр Трахтенберг.
Он добавил, что на проект транспортного коридора «Китай — Европа» региону отпущено 2-3 года. По его мнению, если Екатеринбург ничего не предпримет в этом направлении, то этот транспортный коридор окажется под Казанью.
«Если ситуация в логистике будет меняться чересчур медленно, то грузопоток из Китая, минуя Свердловскую область, пойдет через Казань, а это, мягко говоря, десятки миллионов тонн. Это огромный кусок бизнеса. В нашем регионе это осознали, но, может быть, уже слишком поздно», — заключил эксперт.