Прибыльный бизнес: нелегальные парковки растут, как грибы
Несмотря на усилия городских властей и полиции, число нелегальных парковок в Екатеринбурге не сокращается. По данным администрации города, только весной 2013 года в ходе рейдов в городе было выявлено порядка 300 несанкционированных автостоянок. Не сокращается их число по вполне понятным причинам — деятельность более чем доходная, а расходы при этом сводятся к нулю. По данным экспертов, общий оборот в бизнесе незаконных парковок давно перешагнул отметку в 1,5 млрд руб. в год.
По словам общественников, незаконные парковки в Екатеринбурге появляются не только на придомовой территории. Также их организовывают вдоль дорог и рядом с кафе на тротуарах, где огораживать землю и взимать за ее пользование деньги незаконно.
Между тем эксперты отмечают, что Екатеринбургу удастся избавиться от незаконных парковок только в том случае, если количество недорогих легальных мест для стоянки значительно увеличится. Однако девелоперы утверждают, что доступных легальных парковок в Екатеринбурге ждать не стоит — слишком дорогая земля.
«Недорогих парковок в Екатеринбурге не будет, что связано с ценой за землю. Эта ситуация провоцирует выгодные условия для возникновения нелегальных парковок во дворах, так как людям больше некуда деваться, они вынуждены платить за то, чтобы ставить машину у себя во дворе», — пояснил директор по развитию AVS Group Александр Масурский.
Также эксперт отметил, что в Европе эту проблему решили при помощи городских пустырей, которые покрывают асфальтом и используют для стоянок, у нас же их предпочитают отдавать в частные руки. Таким образом, данная проблема пока остается без решения.
Между тем, есть и другая сторона медали — нелегальные парковки появляются в виду того, что получить разрешение на парковку во дворе невозможно. Как объясняют в администрации Екатеринбурга, связано это с тем, что практически вся земля во дворах и придомовых территориях не размежевана, а, следовательно, разрешение на организацию парковки в администрации все равно не дадут.
Представители управляющих компаний отмечают в последнее время только увеличение количества незаконных парковок на территории Екатеринбурга.
«Были случаи, когда захват одной и той же придомовой территории осуществлялся по пять раз в год разными лицами. Люди просто ставят будки, садят туда сторожа, который собирает деньги со всех, кто припарковывает машину. Этим занимаются, как правило, мелкие жулики», — рассказал директор по развитию ООО «УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин.
На практике оказывается, что мелкие жулики, как правило, связаны с аффилированными лицами из властных структур. По убеждению ряда экспертов, происхождение и деятельность нелегальных парковок невозможна без ведома главы района, начальника милиции, участкового или начальника земельного комитета. У их хозяев нет никаких разрешающих документов, договоров аренды, и их деятельность подпадает под категорию незаконного предпринимательства. Что, в свою очередь, должно приводить к возбуждению уголовных дел, но никто этого не делает, поскольку это выгодно определенным властным структурам.
Член Комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов также уверен, что коррупция — основа бизнеса нелегальных парковок.
«Скорее всего деньги получают участковые, призванные контролировать соблюдение законов на вверенном им участке. Средняя стоимость нахождения автомобиля на сегодняшний день составляет порядка 50 руб. за ночь. При этом так называемые охранники никакой ответственности за сохранность автомобилей не несут, поскольку нет документов, подтверждающих факт оплаты — договоров, кассового чека», — рассказал Максим Едрышов. Однако, по оценке эксперта, в настоящее время нелегальных парковок в Екатеринбурге стало значительно меньше — в борьбу включились жители города и администрация.
Бороться с нелегальными парковками зачастую действительно приходится самим жителям города, на «охране» машин которых пытаются заработать нечистые на руку предприниматели.
Как рассказал один из жителей дома по адресу Блюхера, 45, он неоднократно оставлял без внимания просьбы заплатить за стоянку своего личного автомобиля на парковке возле дома, в котором он проживал в своей недвижимой собственности. В результате у его автомобиля были проколоты все четыре колеса, еще через некоторое время гвоздем поцарапали капот. Парковка, отметим, была благоустроена застройщиком — то есть на деньги собственников. Однако вскоре там появилась будка и несколько лиц нерусской национальности начали собирать деньги за возможность оставлять на ней автомобиль, а за отказ — портить имущество.
Подобная картина складывается до сих пор во всех районах Екатеринбурга. Однако, как отмечают в администрации города и ГУВД по Свердловской области, рейды по несанкционированными парковкам будут продолжаться. К чему это приведет, покажет время.
Однако примеру предприимчивого екатеринбуржца стоит последовать всем, кого не устраивают поборы в собственном дворе — тогда ситуация с засильем нелегальных парковок, возможно, изменится гораздо быстрее.