Лето традиционно считается сезоном отпусков. Вместе с тем количество желающих отдохнуть в кредит в это время растет. Ранее столь популярные целевые кредиты на отпуск ушли в далекое прошлое. Сегодня их с легкостью заменит потребительское кредитование и кредитные карты.
По данным ВЦИОМ, количество россиян, отдыхающих в кредит, растет. В этом году доля таких составила 4%, в прошлом году — 3%. Заранее откладывают средства на путешествия 65% опрошенных, 15% оплачивают отдых из текущих средств. Средний планируемый бюджет летнего отдыха в 2013 году составляет 27 636 руб. на человека.
Как пояснили в СКБ-банке, отпуск в кредит становится у россиян все более популярным, и число заявок на «отпускные» потребительские кредиты в банках с каждым годом увеличивается.
В ВУЗ-банке программу целевого кредитования пока свернули, но отмечают высокую востребованность потребкредитов.
«Клиенту проще взять обычный потребительский кредит на неотложные нужды. Сумма такого займа в нашем банке может быть самой разной и покрывать любые цели: от покупки недвижимости или автомобиля до приобретения турпутевки. Востребован отдых — востребованы и кредиты на него. С начала активного туристического сезона с мая по сегодняшний день было выдано более тысячи кредитов, цель которых указана как «отдых», — отметила директор департамента розничного бизнеса по продажам ОАО «ВУЗ-банк» Надежда Падурина.
Также в ВУЗ-банке подчеркивают, что клиенты всё чаще выбирают нецелевые кредиты, так как получить их быстрее и проще, а деньги можно потратить по своему усмотрению в любой туристической фирме. Не требуется предоставлять договор оказания услуг, на который берется кредит, что является условием целевого кредитования.
По оценке кредитных учреждений, средняя сумма займов на отпуск находится в пределах 50-100 тыс. руб.
«На отпуск чаще всего берут примерно 80 000-100 000 руб. — средняя сумма путевки на море для всей семьи. Впрочем, бывают и совершенно необычные кредитные заявки — в банке брали кредит на поездку в Монголию, на кругосветное путешествие и даже на поездку по местам Карлсона», — отмечают специалисты СКБ-банка.
Впрочем, не все банки могут представить статистику о востребованности кредитных продуктов на отпуск.
«Дело в том, что потребительские кредиты являются нецелевыми, то есть берутся на любые цели, и банк не может отследить, какие из них идут на цели отпуска. Кредиты на отдых, бывшие нишевым и не очень востребованным продуктом, с успехом заменяют классические кредиты и особенно кредитные карты. Сейчас в банке не действует кредит на отдых. Зато мы подготовили немало интересных летних предложений для наших клиентов», — заключили в Росбанке.
Что касается специальных летних программ кредитных учреждений, то, так или иначе, многие из них привязаны к сезону отпусков.
Самым популярным летним предложением среди банков является пониженная ставка по кредитованию или же, наоборот, повышенная ставка по вкладам.
Как рассказали в банке «НЕЙВА», клиенты кредитного учреждения могут принять участие в акции «Летний SALE» и получить пониженную ставку по программам кредитования малого и среднего бизнеса. Также в банке разыграют путевку среди своих клиентов, взявших кредит в летний период.
Еще одним востребованным предложением для клиентов остаются кобрендинговые проекты с авиакомпаниями. Расплачиваясь такими картами, клиенты копят баллы, а затем могут их обменять на билет. Впрочем, это может быть не только билет на самолет, но и на поезд.
По словам управляющего Уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина, кредитные карты — один из самых популярных кредитных продуктов на период летних отпусков, потому что они совмещают в себе возможности классической пластиковой карты и позволяют получить беспроцентный займ на время льготного периода.
«Мы всегда советуем клиентам брать в отпуск и наличные, и банковскую карту. Доступный лимит позволит избежать ситуаций, когда запланированных на отпуск денежных средств не хватило или вдруг путешественник потерял все наличные деньги. С картой он может продолжать свой отпуск — бронировать отели, арендовать автомобили, покупать сувениры и многое другое», — отмечает Надежда Пандурина.
Еще одним популярным направлением в деятельности банков стало страхование карт во время путешествий. Благодаря этой услуге клиентам будет гарантирован возврат средств на случай их кражи с карты.
Как отмечает управляющий Уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин, выделение специального кредита целесообразно исключительно в маркетинговых целях, в случае партнерства с туроператорами либо для реализации оригинальной рекламной идеи.
Действительно, чтобы не откладывать долгожданный отпуск, сами туроператоры охотно сотрудничают с кредитными учреждениями и разрабатывают специальные программы кредитования или рассрочки.
С ростом популярности и доступности кредитования можно предположить, что количество желающих отдохнуть на заемные средства банка будет увеличиваться из года в год.
Анастасия Куликова