Диспетчерские службы такси Екатеринбурга приноровились нарушать закон о правах потребителей. С недавних пор ряд организаций разрешает водителям такси на свое усмотрение решать — брать или нет с граждан предоплату за проезд, что, по оценке правозащитников, является прямым нарушением законодательства.
Практика требовать с клиентов предоплату за проезд в такси появилась в Екатеринбурге не так давно. Связано это с целым рядом причин, среди которых и недобросовестность самих клиентов служб такси, которые все чаще «забывают» заплатить за проезд. Однако единственный законный способ оградить водителя от обмана — предупредить клиента о предоплате через диспетчера, но далеко не все службы такси следуют букве закона.
Так, в диспетчерской службе такси «Везет» все услуги оплачиваются заранее, об этом клиентов заблаговременно предупреждает сам диспетчер. При этом потребовать предоплату может и сам водитель.
«Любой водитель может потребовать предоплату на свое усмотрение. Это чаще всего происходит в тех случаях, когда клиент намеревается ехать по нескольким адресам, в случае сильной удаленности нахождения клиента или места назначения, а также если клиент не вызывает доверия у водителя», — рассказали в диспетчерской службе такси «Везет».
Специалист отдела маркетинга диспетчерской службы такси заверила, что водители во всех этих случаях действуют согласно законодательству, однако норму закона так и не смогла озвучить.
В диспетчерской службе такси «Автомиг» чуть больше осведомлены о правах своих потребителей. По заявлению заместителя директора компании, их водители не имеют полномочий на свое усмотрение требовать с клиентов предоплату.
«В нашей практике почти не было случаев, когда бы диспетчер назначал предоплату, в этом нет необходимости — в основном нам попадаются добропорядочные граждане. Сам водитель не принимает решений о предоплате, вся информация доводится до клиента через диспетчера», — сообщили в такси «Автомиг».
В службе такси «Три десятки» пояснили, что их водители вправе сами решать брать или нет с клиента предоплату за свои услуги.
«При этом диспетчер сам не предупреждает об этом клиента, поскольку водитель не согласовывает свои действия с нами. Но это его право», — отметили в службе такси «Три десятки».
А между тем правозащитники напоминают гражданам, что в случае, если при заказе такси диспетчер не предупредил клиента о предоплате, то последний не обязан платить «вперед». Более того, как уверяет председатель Комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев, клиент может требовать со службы такси компенсацию ущерба и морального вреда.
«В законе о защите прав потребителей сказано, что услуга оплачивается после ее оказания, если законом или договором не предусмотрено иное. Но информация о том, что необходимо внести предоплату должна доноситься до клиента диспетчером в момент оформления заказа. Если он такой информации не получает и на этом основании ему отказывают в оказании услуги, то это будет нарушением закона. Водитель не может на свое усмотрение решать, брать или нет предоплату, поскольку не является субъектом отношений. Субъектами отношений в данном случае считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в штате которого работает водитель, а также клиент. Без информации со стороны диспетчера никто не вправе диктовать свои условия», — рассказал Андрей Артемьев.
Правозащитник отмечает, что, согласно закону о защите прав потребителей, предоплата — это условия, на которых заключается договор об оказании услуги, и если они не доведены до того, как человек согласился заключить договор, значит ему не предоставили необходимую достоверную информацию со всеми вытекающими последствиями — убытки в полном объеме оплачивает тот, кто не предупредил о необходимости предоплаты.
«Если клиент будет вынужден за большую сумму уехать на другом такси и будет иметь в наличии факт оплаты, то всю разницу в стоимости будет оплачивать хозяйствующий субъект, водитель которого незаконно потребовал предоплату. Плюс компенсацию морального вреда», — добавляет Андрей Артемьев.
Ольга Кондрашова