Статьи
30.05.2013

Алексей Пискунов: В Кольцово формируется все необходимое для создания мощного авиационного узла

Алексей Пискунов: В Кольцово формируется все необходимое для создания мощного авиационного узлаИсполнительный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Алексей Пискунов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о новых возможностях, которые вскоре появятся у аэропорта, а также об улучшении качества обслуживания пассажиров.

— Алексей Борисович, в этом году Кольцово признан лучшим международным аэропортом России. Как удалось достичь столь высоких показателей и какие направления вы планируете развивать и улучшать в дальнейшем?

— Да, в этом году во время международного форума Института Адама Смита «Развитие аэропортов в России и СНГ» авторитетное профессиональное сообщество назвало Кольцово лучшим международным аэропортом России. По словам организаторов, основными критериями для получения этого почетного звания были вклад в развитие международного авиасообщения, качество обслуживания авиакомпаний и пассажиров, а также динамика роста пассажиропотока. Я думаю, что награда стала признанием высокого темпа развития аэропорта, привлекательности для наших партнеров-авиакомпаний и, конечно, для пассажиров.

Но почивать на лаврах мы не собираемся. Создание современной инфраструктуры, реконструкции и улучшения — это только начало наших масштабных проектов по созданию комфортного функционального аэропорта, который был бы интересен не только пассажирам, но и авиакомпаниям. Они должны видеть, что Кольцово — серьезный отраслевой игрок на рынке авиаперевозок. Тогда к нам придут новые перевозчики, будут открываться новые направления. Нам есть куда расти. В первую очередь, это создание более комфортных условий для пассажиров. Комфортные условия — это не только новая архитектура. Мы придаем большое значение улучшению технологии работы с пассажирами, увеличению скорости их обслуживания на всех этапах: регистрация, предполетный досмотр, выдача багажа. Это наши ближайшие задачи.

Что касается авиакомпаний, то самый интересный проект ближайшего времени — это развитие ангарного комплекса, создание возможности проведения в нем ремонтно-восстановительных работ авиационной техники, ее хранения в зимних условиях. Вся эта работа направлена на перспективу, и мы не ожидаем моментального увеличения грузопотока, пассажирооборота и количества работающих с нами компаний. В настоящее время многие авиакомпании заинтересованы в перспективном сотрудничестве, наблюдают за нашей работой и видят, что в Кольцово формируется все необходимое для создания полноценного авиационного узла. Мы уверены, что в ближайшее время аэропорт станет альтернативой московскому авиаузлу, через который в год проходит порядка 15 млн трансферных пассажиров.

— Сколько в настоящее время авиакомпаний совершают рейсы из Кольцово?

— У нас есть постоянные партнеры, которые выполняют регулярные полеты, таких авиакомпаний около 40. Другие выполняют сезонные чартерные и заказные рейсы. Даже для совершения технической посадки авиакомпании выбирают тот аэропорт, в котором есть необходимая техника, квалифицированный персонал, комфортные условия для пребывания пассажиров, наличие отелей в случае задержек и непредвиденных ситуаций.

— В 2012 и 2013 году основной рост по количеству перевозок наблюдается в направлении зарубежных полетов. Это связано с тем, что Кольцово удалось стать хабом, центром притяжения всех местных регионов, жители которых летят за границу из Екатеринбурга?

— Конечно, мы стараемся привлекать не только жителей Екатеринбурга, но и области и соседних регионов. Региональная программа ориентирована в том числе на подвоз пассажиров из соседних регионов к магистральным рейсам. Кроме того, отдых за рубежом сегодня очень популярен среди наших соотечественников. Пассажиропоток за рубеж из Кольцово сегодня показывает самый динамичный рост — более 22% по итогам 2012 года, ежегодно в Екатеринбург приходят новые иностранные перевозчики, открываются новые международные направления. В 2013 году регулярные рейсы из Екатеринбурга с хорошей частотой открыли два иностранных перевозчика: Alitalia — в Рим (4 раза в неделю) и Международные Авиалинии Украины — в Киев (ежедневный).

— А как складываются внутренние перевозки по программе развития авиасообщения с ближайшими городами?

— Программа, которая была начата в 2011 году, беспрецедентна для России, да и в мировой практике такого не было. Тогда аэропорт Кольцово приобрел четыре турбовинтовых самолета Embraer 120 и передал их в долгосрочный лизинг авиакомпании «РусЛайн». Проект получил достаточно серьезный резонанс в плане оценки нашей деятельности, со стороны Министерства транспорта РФ в первую очередь. Это послужило поводом для выхода постановления правительства о федеральном субсидировании региональных перевозок.

Сложность «подъема» программы состоит в том, что за 20 лет, с тех пор как система региональных авиаперевозок пришла в упадок, наши граждане отвыкли летать на небольшие расстояния. Еще недавно авиаперелет на небольших самолетах в Тюмень, Магнитогорск, Пермь и другие города Уральского и соседних регионов считался экзотикой. В настоящее время происходит реанимация региональных перевозок, она уже дает свои первые результаты. По загрузке кресел показатели по сравнению с прошлым годом подросли с 52 — 53% до 72 — 85%. Сейчас проблема заключается в том, что компаний, обладающих парком воздушных судов для региональных перевозок, не так много. Они несут на себе достаточно большие риски по средней загрузке, обеспечению частотности, а количество рейсов в неделю — главный фактор, обеспечивающий интерес клиентов к данным перевозкам. При этом тарифы должны оставаться конкурентоспособными с наземным транспортом.

— Насколько я знаю, в Пермь уехать поездом в вагоне купе стоит так же, как и улететь самолетом?

— Да. Кроме того, авиакомпании и аэропорт периодически устраивают промо-акции. Так, например, в первые месяцы реализации региональной программы действовала акция «1 километр = 1 рубль», предлагавшая пассажирам тарифы от 300 рублей в одну сторону.

— А насколько эти перевозки окупаются или же в настоящее время они остаются дотационными?

— Пока мы несем основную финансовую нагрузку и компенсируем затраты перевозчика. На сегодняшний день региональные перевозки являются убыточными. Но с 1 июля 2013 года должны вступить в силу нормативно-правовые акты по федеральным субсидиям региональных рейсов. 28 наших направлений в этом году попадают под программу субсидирования. Поэтому мы надеемся, что данный проект в скором времени выйдет на уровень рентабельности.

Кстати, рост количества стыковок на международных направлениях также происходит за счет развития программы региональных перевозок. На сегодня примерно 25% потока — это трансферный пассажир, который приобретает билеты по сквозному тарифу и выполняет дальнейший полет за границу регулярными рейсами в Европу и Азию либо чартерными рейсами на отдых. Поэтому многие улучшения работы аэропорта направлены на повышение качества трансферных технологий.

— Насколько Екатеринбург по своему расположению удобен как трансферный узел для международных авиалиний?

— Свердловская область — центр России на границе Европы и Азии. Уникальное положение региона делает его стратегическим мостом между Севером и Югом, Западом и Востоком. Видимо, неслучайно аэропорт Кольцово стал сегодня не только пятым аэропортом в России, но третьим по значению транспортным узлом после двух столиц. Единственное, в чем мы пока проигрываем столичным портам, это частота рейсов. Но мы над этим работаем.

— Аэропорт Кольцово часто приводят в пример удачно реализованного проекта частно-государственного партнерства, а какой вклад государства в развитие аэропорта?

— Помимо наших собственных инвестиций как акционерного общества, в рамках частно-государственного партнерства Минтранс и Росавиация оказывают нам поддержку в реконструкции аэродромных покрытий, увеличении мест для стоянок, инженерных сетей — словом, инфраструктуры аэродрома. В ближайшем будущем планируются работы по реконструкции покрытий взлетно-посадочных полос, что позволит получить вторую категорию ИКАО, а значит, в дальнейшем привлечь больше авиакомпаний.

— В прошлом году завершился 1 этап реконструкции пассажирского терминала аэропорта Кольцово. Как вы оцениваете прошедшие изменения? Начали ли окупаться вложенные в реконструкцию средства? Каковы горизонты окупаемости?

— Сроки окупаемости в настоящее время трудно просчитать, но положительный эффект и частично возврат вложенных в реконструкцию средств мы рассчитываем получить, в том числе и за счет неавиационной деятельности и доходов от нее. В реконструированном терминале внутренних авиалиний будет существенно увеличен объем коммерческих площадей, вырастет число точек общественного питания, появятся возможности для проведения различных промо-акций. В любом случае расширение площадей и изменение всей технологии терминала внутренних авиалиний как конечная цель — это увеличение различных форм дополнительного сервиса для пассажиров. В настоящее время мы ввели страховку багажа, в ближайшем будущем предложим пассажирам услугу проката планшетных компьютеров.

Реконструкция также связана с необходимостью оптимизации процессов обслуживания пассажиров. Так, будет значительно увеличено количество стоек регистрации, будет расширена зона предполетного досмотра и багажного отделения. По нашим расчетам, произведенные улучшения позволят увеличить пропускную способность до 8 миллионов пассажиров в год.

— А сейчас какое число пассажиров вы обслуживаете?

— По итогам 2012 года, мы обслужили 3,8 млн человек, в этом году мы надеемся достичь 4 млн и даже превысить этот показатель.

— Насколько я понимаю, аэропорт Кольцово полностью готов к существенному увеличению пассажиропотока в период ЧМ-2018 по футболу, а также в случае проведения в Екатеринбурге ЭКСПО-2020. Идет ли в настоящее время подготовка аэропорта к мероприятиям или же вы ждете окончательного решения комиссии по ЭКСПО?

— Мы не ждем окончательного решения. У аэропорта есть два плана развития. Первый — это путь, который мы наметили еще 4 года назад. Тогда была определена концепция развития за счет предполагаемого увеличения пассажиропотока. Этот план был разработан до 2030 года. Но в связи с тем, что Екатеринбург попал в список кандидатов на проведение выставки ЭКСПО-2020, мы с помощью института Аэропроект сделали заявку на корректировку этого плана с учетом проведения выставки, которая предполагает огромное количество гостей и потребует увеличения мощностей аэропорта. Мы изучаем опыт других стран по проведению прошлых мероприятий подобного рода. Собираем информацию о пиковых нагрузках, о том, как проистекает полугодовое движение гостей на выставку. Институт в настоящее время обрабатывает все эти данные для расчета необходимых площадей.

Сейчас говорить о том, насколько изменятся наши планы, наверное, преждевременно. Презентацию готовой корректировки генплана реконструкции мы проведем в октябре — ноябре 2013 года.

— Давайте подведем краткий итог того, какие изменения ждут пассажиров в ближайшие год — два?

— Прежде всего, это полное изменение технологической и архитектурной концепции терминалов как внутренних, так и международных авиалиний. Изменение зала повышенной комфортности для пассажиров, прилетающих бизнес-классом, технологий прилета-вылета в аспекте движения пассажиропотока для увеличения пропускной способности. Мы планируем развести потоки для большего комфорта пассажиров. В планах также увеличение мест стоянок на перроне и числа телескопических трапов, и, как следствие, увеличение количества самолетов, которые могут обслуживаться в непосредственной близости от аэровокзала.

Что касается развития инфраструктуры, стоит отметить строительство многоуровневой парковки, которое намечено на следующий год. В настоящее время мы исчерпали возможность расширения наших длительных парковок. Вся инфраструктура заполнена, теперь нам необходимо расти вверх. Сейчас ведутся предпроектные работы и подготовка технического задания для организации парковки за гостиницей «Анжело». Во-первых, это близость к терминалу, во-вторых, это возможность организации крытого перехода в гостиницу, которая, в свою очередь, соединена с аэропортом крытой галереей. В России еще нет аналогичных комплексов.

— Ведутся ли работы по увеличению частоты движения Аэроэкспресса?

— Аэроэкспресс — это проект, который был нами реализован к Саммиту ШОС в 2009. На наш взгляд, этот проект немного обогнал свое время. Но его час еще придет. Рост автомобильных перевозок и проблемы, связанные с пробками, в ближайшее время будут все ощутимее, железная дорога станет реальным конкурентом и выйдет на свои проектные мощности для обеспечения 30-минутной доставки до центра города. В настоящее время при отсутствии пробок и на машине до города можно доехать за 15 минут.

— То есть он пока остается невостребованным?

— Аэроэкспресс не сильно востребован, но в утренние и вечерние часы, когда наши сотрудники и сотрудники других предприятий приезжают и уезжают с работы, поток увеличивается. По согласованию с РЖД, по ходу следования электричка делает несколько остановок, где проживает большое количество наших сотрудников.

— Какие еще преимущества у Кольцово по сравнению с соседними аэропортами?

— У нас есть техника для обслуживания самолетов, которой нет больше ни в одном порту региона. Многие авиакомпании уже оценили ее преимущества. Это и установка воздушного запуска двигателей на случай отказа вспомогательной установки, высокие хайлоудеры для погрузки контейнеров на грузовые самолеты и многое другое. Все это является серьезным преимуществом.

Грузовые компании очень высоко оценивают качество обслуживания своих самолетов в Кольцово, поэтому одна из наших перспектив — это развитие грузового терминала. В настоящее время через аэропорт проходит 26 тыс. тонн грузопотока, но мы надеемся значительно увеличить объемы именно за счет того, что можем быстро и качественно обслужить своих клиентов.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
25.03.2014 ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» выполнило юбилейный рейс из Домодедово в Кольцово

УрБК, Екатеринбург, 25.03.2014. 25 марта 2014 года исполняется 50 лет с начала воздушного сообщения между аэропортами ...

30.09.2013 ОАО «Аэропорт Кольцово» до 2015 года направит 2,5 млрд рублей на инвестиционные цели

УрБК, Екатеринбург, 30.09.2013. Совет директоров ОАО «Аэропорт Кольцово» утвердил среднесрочную инвестиционную ...

09.07.2013 Аэропорт Кольцово за полгода увеличил пассажиропоток на 10%

УрБК, Екатеринбург, 09.07.2013. За шесть месяцев 2013 года пассажиропоток екатеринбургского аэропорта Кольцово составил ...

31.05.2013 Алексей Пискунов: В Кольцово формируется все необходимое для создания мощного авиационного узла

Исполнительный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Алексей Пискунов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о новых ...

12.12.2012 Стоимость реконструкции терминала внутренних воздушных линий составила 1 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 12.12.2012. 16 декабря ОАО «Аэропорт Кольцово» откроет первую очередь терминала внутренних ...