В российском туристском законодательстве существует много проблем. Например, в нем не обозначена половина видов хозяйственной туристической деятельности: детский туризм, лечебный, агротуризм и многие другие. И еще одни момент имеет принципиальное значение — в законе приводится только формулировка турагентства, хотя это самый серьезный сегмент туристской экономики.
Отсюда все проблемы, которые происходят в отрасли, ложатся на плечи туроператоров. Хотелось бы отметить некоторые попытки государства обезопасить их деятельность. Несколько лет назад был введен институт фингарантии. Где-то он показал свою эффективность, но в целом он был провален. Свидетельством этому стало фиаско крупных операторов — «Капитал тур», «Ланта тур» и еще ряда других, которым этот механизм не помог. Отчасти из-за этого было решено создать ассоциацию «Турпомощь».
Все честные российские туроператоры вступили в эту ассоциацию. Всех обязали это сделать, иначе, как нам сказали, «ты незаконно будешь хозяйствовать». Фактически своими 100 тыс. руб. взноса мы должны подержать потенциальный ряд банкротов. После лета 2013, может быть, завалится пара крупных операторов. Отсутствие диверсификации взноса в «Турпомощь» и принудительная государственная уравниловка вызывает в турсообществе непонимание: почему мы должны своими деньгами отвечать за ошибки других?
Стоит также отметить отсутствие реального структурирования и контроля туристской отрасли в Российской Федерации. Ею не управляют, а мешают работать не менее семи нянек — это Роспотребнадзор, Ростуризм, федеральные агентства по туризму. Если туризм нужен Российской Федерации, значит надо создавать отраслевое министерство с полным функционалом, с контрольными, законодательными, юридическими делами.
В этой отрасли крутятся миллиарды долларов, а эффективность и доходность для государства, честно говоря, какая-то странная. Потому что все бухгалтерские балансы — это тайна за семью печатями. А между тем мы вывозим из страны 20 млн человек ежегодно.
Необходимо уточнить что такое туризм в Российской Федерации: либо это наш туризм, либо это уже отрасль, которая перешла под полный контроль зарубежных компаний. Сейчас номинально юридические лица, работающие здесь — российские, но если реально посмотреть, то фактически рынок контролируется зарубежными компаниями. Это касается больше всего массовых направлений, таких, на которых происходит больше всего проблем с визами, задержек по самолетам и так далее.
Большую роль на рынке играют турецкие компании. Но сейчас у нас нет практики создавать совместные предприятия с зарубежным капиталом. Раньше они регистрировались на уровне регионов в министерстве внешнеэкономических связей, тогда было понятно какие налоги платят и так далее.
Меня также тревожит то, что есть так называемое скрытое туроператорство. Поэтому надо просто в законе отменить понятие туроператора, чтобы все могли заниматься и операторской деятельностью, и агентской. Потому что сейчас есть такая тенденция, что многие операторы одновременно являются и агентами зарубежных компаний, и агентами внутри, потому что не каждый оператор может осуществлять всю линейку потребительского туристского продукта.
У нас в стране 2 тыс. операторов, которые работают легитимно, и такое же количество теневых. Многие недоговорки, недоработки, сырые моменты закона позволяют очень «умным» людям пользоваться дырами в законодательстве, делать свои дела и создавать те проблемы, которые потом ложатся на всю туристскую отрасль.
Мы обсуждали это неоднократно на туристских конвентах, писали свои предложения, практически готовые поправки в закон, ничего из этого не рассматривается и не принимается. Появляется такое ощущение, что существует некое лобби в Госдуме, которому не выгодно наведение порядка в туристской отрасли. Нам заявляют, что ее не надо контролировать, операторам не нужны лицензии. Но ведь вопрос связан с жизнью и безопасностью людей, с национальной безопасностью, с защищенностью русских граждан за рубежом. А для этого в законе все должно быть очень просто и прозрачно.