Председатель Наблюдательного совета ОАО «Корпорация Развития» Борис Кириллов ответил на вопросы по итогам заседания попечительского совета корпорации.— Борис Анатольевич, 24 апреля состоялось заседание попечительского совета Корпорации. Каковы результаты совета?— В повестке попечительского совета были вопросы о подведении итогов работы ОАО «Корпорация Развития» за 2012 год и об определении перспективных направлений на 2014 — 2016 годы. Могу сказать, что полпред и главы регионов внимательно выслушали отчетный доклад и.о. генерального директора компании Александра Горбунова. На заседании были поддержаны предложения по развитию и совершенствованию тех проектов, которыми Корпорация занимается на сегодняшний день. Надеюсь, все они будут продолжены и доведены до успешного завершения. Особо было отмечено, что сегодня у Корпорации есть все необходимое для выхода на устойчивую рентабельность, в этом — залог ее успеха в будущем.
— Когда состоится очередное собрание акционеров Корпорации? Определена ли его повестка? — Очередное собрание акционеров Корпорации запланировано на 30 мая 2013 года. В ходе заседания планируется утвердить годовой отчет за 2012 год, приоритетные направления деятельности общества на 2013 — 2016 годы и рассмотреть ряд рабочих вопросов по деятельности Корпорации.
— Какую оценку деятельности Корпорации дал проходивший в компании аудит?— Удовлетворительную. Серьезных нарушений в деятельности компании не выявлено.
— На внеочередном собрании акционеров будет рассмотрен вопрос об увеличении уставного капитала общества. На какие цели планируется израсходовать привлеченные средства? — Сегодня этот вопрос изучается и будет решен во взаимодействии с основными акционерами — ХМАО-Югрой, Ямалом и Тюменской областью. Планируется, что основные средства допэмиссии будут направлены на реализацию проекта возведения инфраструктуры трубопроводной системы Заполярье — Пурпе.
— Одной из задач на набсовета признано усиление геологоразведочной деятельности. Сколько средств планирует направить Корпорация на геологоразведку? — Тема разработки и освоения природных ресурсов, добычи полезных ископаемых никогда не потеряет своей актуальности. А если говорить о Полярном Урале, то это та часть России, которая особенно богата запасами природного сырья — бариты, хромовые и медно-молибденовые руды, бурые угли — всё это находится здесь, на Урале.
На состоявшемся 24 апреля заседании принято решение направить в предстоящий период значительное количество усилий на реализацию именно блока геологии и горнорудных производств Корпорации. Корпорации принадлежит 8 лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.
В настоящее время стратегические инвесторы привлечены на четыре лицензионных участка. Для развития остальных участков Корпорация ведет активный поиск и привлечение частных инвесторов.
Основными проблемами блока можно назвать инфраструктурные ограничения и отсутствие финансирования.
Кроме того, в дальнейшем Корпорация планирует вынести на обсуждение вопросы возможности частичного строительства железной дороги Полуночное — Обская с севера до Лаптапайской площади и с юга до Оторьинского месторождения.
Общая сумма финансирования в этом году может составить до 628 млн руб.
— Как продвигается реализация второго этапа сотрудничества с ОАО «АК «Транснефть»?— В 2012 году закончено создание инфраструктуры трубопроводной системы «Пурпе — Самотлор», в рамках которой было построено более 5,6 тыс. м2 жилья в Губкинском, Ноябрьске и Нижневартовске, комплекс пожарного депо ЛПДС «Самотлор» нефтепровода «Пурпе — Самотлор»» в Нижневартовске, подстанция 110/10 кВ и две ВЛ 110 кВ НПС «Пурпе», подстанция 110/10 кВ и две ВЛ 110 кВ НПС «Вынгапур».ОАО «АК «Транснефть» положительно оценило опыт сотрудничества в проекте с Корпорацией, и в августе 2012 года было подписано дополнительное соглашение, согласно которому Корпорация построит для нужд Транснефти ряд инфраструктурных объектов для обслуживания нефтепровода «Заполярье — Пурпе».
В перечень объектов входят:
Пожарное депо — ГНПС-1 «Заполярье»;
Пожарное депо, полигон утилизации промышленных отходов — НПС-2 «Ямал»;
Жилой дом (48 квартир) — г. Новый Уренгой;
Два жилых дома, внешние инженерные сети, детский сад, спортивно-оздоровительный комплекс — п. Коротчаево;
Пожарное депо — НПС «Пурпе»;
Автодороги с мостовыми переходами от ГНПС-1 «Заполярье» до НПС «Пурпе».
В данный момент уже согласованы технические задания на проектирование инфраструктурных объектов, выполнены инженерные изыскания по объектам жилого фонда и социальной сферы, автомобильной дороге, объектам пожарной безопасности. Материалы инженерных изысканий переданы на экспертизу. Также ведется работа по оформлению землеустроительной документации. Проект планируется завершить к 2017 году.
— Как Корпорация планирует развивать проект «Полярный кварц», первую очередь которого удалось запустить в октябре прошлого года?— Я считаю проект «Полярный Кварц» уникальным для России. Мы уходим от концепции «сырьевого придатка». Сегодняшний мировой рынок высоких технологий приблизительно в 3 раза больше, чем рынок топливно-энергетических ресурсов. Поэтому наша задача — построить современное высокотехнологичное производство. Реализация этого проекта позволит нам занять более 10% мирового рынка кварцевого концентрата. В октябре 2012 мы произвели запуск технологических линий первой очереди. За период июль — сентябрь 2012 года было добыто кварца в 11,5 раз больше, чем в 2011 году.
В 2013 году мы планируем увеличить ресурсную базу. И плотно заняться проектированием второй очереди — комплекса химического обогащения, который обеспечит получение уникальной инновационной продукции. Ключевой задачей в 2013 году является привлечение в проект нового инвестора, для чего пересмотрена стратегия, переработан бизнес-план и обновлена оценка инвестиционной привлекательности проекта.
Кстати, одной из мер по снижению постоянных расходов компании является перевод операционного персонала компании на территорию ХМАО. Особо подчеркну, что все эти шаги будут согласованы с руководством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
— Как обстоят дела с реализацией проекта «Северный широтный ход»? Определена ли схема финансирования проекта? Возможны ли срывы запланированных сроков?— В плане соблюдения сроков, соответствующих утвержденному графику, мы делаем все, что от нас зависит. Активно ведется работа по реализации первых этапов строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход. На сегодняшний день в круглосуточном режиме идет строительство первого объекта СШХ — совмещенного мостового перехода через реку Надым — уникального по своей сути строения. Мост претендует на статус самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры на территории Надымского района. Его длина — 1,334 км. Средняя пропускная способность — до 3 тыс. автомобилей в сутки.
Работы идут в четком соответствии с графиком строительства и в настоящее время выполнены на 40%. Планируется сдать объект в эксплуатацию в декабре 2014 года. Помимо этого есть еще целый ряд факторов, выступающих в пользу скорейшей реализации этого проекта.
Вне всяких сомнений, в первую очередь, следует учитывать, что в регионе фактически вообще отсутствует развитая сеть дорог. А состояние и пропускная способность существующей железнодорожной инфраструктуры уже не отвечают требованиям времени. Кроме того, с каждым годом всё сильнее возрастает потребность мирового рынка в наращивании объемов добычи углеводородного сырья, что диктует и соответствующую потребность в обеспечении их своевременной транспортировки.
В связи с переносом в ФЦП сроков бюджетного финансирования СШХ, Корпорацией был предложен вариант внебюджетного финансирования проекта. Это стало основанием для переработки существующей ПСД с учетом новых проектных решений, которые позволили снизить затраты на строительство моста через р. Обь с 57 млрд руб. до 25 млрд. Таким образом, Корпорация рассчитывает заместить бюджетное финансирование внебюджетными источниками. В настоящий момент основной задачей является выбор рабочей группой во главе с губернатором ЯНАО Д. Н. Кобылкиным оптимальной схемы финансирования.
Высочайший уровень качества при строительстве магистрали с 2011 года обеспечивает одна из известнейших инжиниринговых компаний в Европе — Deutsche Bahn International GmbH. DB International — ведущий эксперт в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры, известный всему миру своими инновационными разработками для транспортных проектов. Участие DBI — это возможность применения разработок, позволяющих повысить качество строительства и сократить его сроки. Примечательно, что в конце 2012 года компания Deutsche Bahn вошла в проект в качестве акционера ОАО «Корпорация Развития».
В настоящее время специалисты DBI осуществляют технический надзор за строительством мостового перехода через р. Надым и планируют продолжить сотрудничество в ходе строительства железнодорожной линии «Салехард — Надым».
Хочу напомнить, что в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р, СШХ вошел в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, в частности, участки Полуночное — Обская — Салехард, Салехард — Надым и мостовой переход через р. Обь в районе г. Салехард.
— В Салехарде Корпорация строит ТЭС «Полярная». Будет ли оправдано возведение такой мощной станции для сравнительно небольшого города?— Станция «Полярная» является важнейшим объектом в рамках энергетического направления ОАО «Корпорация Развития». Строительство ТЭС мощностью 286 МВт было предусмотрено программой развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012 — 2017 годов, утвержденной постановлением правительства ЯНАО от 28 апреля 2012 года. Специалисты округа подсчитали, что уже к 2014 году потребность Ямала в электроэнергии превысит 1 500 млн кВТ/час. Станция поможет преодолеть энергодефицит региона.
Отвечая на предыдущий вопрос, я говорил об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта. Данный документ подтверждает возведение мостового перехода через реку Обь в рамках реализации проекта «Северный широтный ход». Это даст возможность сделать кабельный переход и поставлять электроэнергию новой ТЭС не только населению Салехарда, но и жителям города Лабытнанги и других населенных пунктов на западном берегу Оби.
Другим важным фактором при возведении «Полярной» стала энергетическая безопасность. На сегодняшний день 70% потребности региона и 100% потребности города Салехард в электроэнергии покрываются за счет эксплуатации дизельных электростанций, построенных в 70-х годах прошлого века и требующих модернизации.
Для строительства станции «Полярная» было привлечено порядка 17 млрд руб., из которых 70% — это кредит Чешского экспортного банка в виде проектного финансирования, а 30% — кредит, полученный под гарантии Ямало-Ненецкого автономного округа, и собственные средства ОАО «Корпорация Развития».
Возведение теплоэлектростанции началось в апреле 2012 года. В настоящее время работа на площадке строительства ведется в круглосуточном режиме. Полностью завершены работы по подготовке фундамента главного корпуса, на площадку завезено оборудование первого пускового комплекса, в ближайшее время начнется монтаж металлоконструкций главного корпуса ТЭС. Для нас очень важно сохранять высокие темпы строительства, ведь энергия «Полярной» необходима региону уже в 2014 году.
Особо отмечу, что в ходе попечительского совета губернатор Ямала Д. Н. Кобылкин высказал ряд позиций, которые Корпорация должна учесть в ходе дальнейших работ. Безусловно, это будет сделано.
— Недавно Екатеринбург посещала делегация Чешской республики. В рамках встречи говорилось о возможном расширении сотрудничества между УрФО и Чехией. Были ли достигнуты какие-то конкретные договоренности по совместным проектам или инвестициям?— Основной темой для обсуждения был вопрос перспектив развития сотрудничества между субъектами Уральского федерального округа и Чешской Республикой. Уральский федеральный округ, безусловно, является территорией приоритетного инвестирования. Мы полностью поддерживаем инвестиционные предложения по целому ряду направлений: в энергетике, модернизации источников теплоснабжения, развитии транспортной инфраструктуры. В частности, особый интерес вызывает проект Корпорации в сфере повышения энергоэффективности объектов малой генерации. Потенциал в этой сфере достаточно высокий и является предметом интереса для чешского бизнеса. Если говорить об инвестициях, то напомню, что чешские финансовые институты уже поддерживают энергетические проекты Корпорации, такие как ТЭС «Полярная».
В конце мая — начале июня я планирую провести очередную встречу с представителями чешского бизнеса, на которой будут озвучены более конкретные предложения по перспективам сотрудничества.