08.04.2013

Плата за вредность

Плохое состояние дорог в России заставило специалистов вновь поднять вопрос введения платы за пользование автомагистралями. Вчера на конференции «Модернизация дорожного хозяйства» в Екатеринбурге заявили, что 70% российских дорог не рассчитаны на эксплуатацию автомобилей тяжелее 12 тонн. Поэтому в качестве источника средств для сохранения дорожной сети предложили взимать плату с более тяжелых грузовиков. На федеральных автодорогах такая мера может быть введена уже в ближайшее время. Представители индустрии грузоперевозок заявили, что готовы платить за гарантию качества и скорости при разумном подходе, но отмечают необходимость альтернативного пути.

На конференции были озвучены нерадостные данные: из 2 452 км автомобильных дорог, находящихся под управлением Уралуправтодора, более половины находятся в неудовлетворительном состоянии. В 2012 году на капитальный ремонт было выделено 4,5 млрд руб. В 2013—2015 годах объем финансирования капремонта просят увеличить до 8 млрд руб. ежегодно, поскольку главная задача региональных «дорожников» — сохранить существующую дорожную сеть. В целом же по России из региональных дорожных фондов на собственно ремонт направляется лишь 73,3% выделяемых средств, а остальные уходят на сопутствующие задачи вроде обслуживания кредитов.

«Главная задача для региональных дорожников — сохранить существующую сеть автомобильных дорог», — заявил генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. По его словам, задачу можно выполнить, если ограничить движение по дорогам автомобилей, превышающих нормативную нагрузку на полотно.

«Как нам объяснили в открытом правительстве, транспортная стратегия — это некий компромисс между желаниями дорожников, пользователей и возможностями государства. Один из источников финансирования — плата в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам грузовыми автомобилями общей массой свыше 12 тонн. Она заложена в транспортной стратегии как источник наполнения дорожных фондов и как регулятор движения грузовиков по автодорогам. На федеральных дорогах это будет внедряться уже в ближайшее время», — пояснил глава РАДОР.

Однако кроме сохранения дорог, есть и задача-максимум, согласно которой темпы объема строительства и реконструкции дорог к 2020 году должны быть удвоены. Для выполнения плана необходимо не менее трех триллионов рублей, и именно в качестве дополнительных средств предложено взимать плату с тяжелых автомобилей.

Министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко также полагает, что некоторые автодороги будут платными, а владельцы транспортных средств тяжелее 12 тонн будут платить за повышенную нагрузку на дорожную сеть.

«Существующая схема наполнения дорожных фондов вполне оптимальна. Но средств мало, и принятые недавно поправки по величине акцизов существенно уменьшили сумму, выделяемую на дорожные фонды. Людям, скорее всего, платить больше не придется, а вот тем, кто пользуется большегрузным транспортом — да. Мы все равно не уйдем от того, что платят пользователи. Просто мы очень сильно привыкли, что дороги — это бесплатно, и все разговоры о платных дорогах сразу вызывают у нас возмущение. К этому движется весь мир, и по ним спокойно ездят. Да, платные дороги — это гарантия того, что они будут такими же хорошими, как в Европе», — пояснил министр.

Президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис отмечает, что сейчас из-за состояния дорог эффективность перевозок уменьшается примерно на 20%. Поэтому перевозчики приветствуют любые разумные меры, улучшающие состояние дорог, но отмечают также важность альтернативного способа проезда.

«Мы относимся положительно к любым мерам, которые направлены на улучшение состояния наших дорог. Прецеденты взимания платы с транспортных средств с повышенной нагрузкой есть во многих странах, но хочу сказать, что есть понятие грузоподъемности. Скажем, пустой «Камаз» весит 7 тонн, а груженый — 20 тонн. С какой машины будут взыскивать плату: с груженой или с любой, просто по определению, что она может весить 20 тонн? Более правильным показателем, на мой взгляд, является давление, которое ось автомобиля оказывает на полотно. Думаю, эта мера будет положительной, если это будет взыскание платы с грузовика с определенной нагрузкой на ось, которая есть на данный момент», — считает Сергей Шавзис.

Представитель индустрии отметил, что старые дороги предусматривают нагрузку 7 тонн на ось, а современные производители выпускают автомобили с осевой нагрузкой до 12 тонн. Поэтому автодороги инфраструктурно ограничивают эффективное развитие грузоперевозок.

«У каждого должен быть выбор. Поэтому превышение предельной нагрузки на ось и взыскание платы, я считаю, абсолютно справедливая мера, если подойти разумным образом. Введение же платежей за использование дорог должно сопровождаться появлением альтернативных путей проезда, пусть с худшими условиями, но сопоставимым расстоянием и качеством», — заключил эксперт.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
05.04.2013 Плата за вредность: владельцам грузовиков придется «скинуться» за нагрузку на дороги

Плохое состояние дорог в России заставило специалистов вновь поднять вопрос введения платы за пользование ...

21.09.2010 68% средств, выделяемых в Свердловской области на дорожное хозяйство, идет не на строительство, а на ремонт дорог

УрБК, Екатеринбург, 21.09.2010. Вопросы развития дорожного строительства и ремонта были в центре обсуждения заседания ...

25.06.2010 Губернатор Свердловской области Александр Мишарин: 100%-го финансирования дорог в области не будет никогда

УрБК, Екатеринбург, 25.06.2010. «Общая протяженность дорог Свердловской области составляет порядка 34 тыс. км. Из них ...

14.04.2010 Проезд по дорогам РФ для грузовых автомобилей может стать платным

УрБК, Москва, 14.04.2010. Заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов допускает возможность введения ...

02.04.2010 В Свердловской области будет ограничено движение грузовых автомобилей

УрБК, Екатеринбург, 02.04.2010. В период с 16 апреля по 15 мая 2010 года в Свердловской области будет ограничено ...