04.03.2013

Противостояние жителей и УК продолжается

Глава Свердловской области Евгений Куйвашев поручил областному кабмину проанализировать ситуацию с коммунальными платежами во всех муниципалитетах региона. К 6 марта министерство ЖКХ должно предоставить губернатору полную информацию о том, какие платежи выставляют управляющие компании в Екатеринбурге и других муниципалитетах области.

«Мы с вами сумели укротить аппетиты управляющих компаний по начислению платы за общедомовые услуги. С таких же позиций мы должны проанализировать ситуацию с оплатой за тепло, воду, электричество, и если управляющие компании взяли лишнее, деньги должны быть возвращены людям», — подчеркнул Евгений Куйвашев.

Жители жалуются на УК омбудсмену

По словам уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, сфера ЖКХ является второй по числу обращений проблемой, на которые ей жаловались в 2012 году.

Как сообщила омбудсмен, чаще всего тревожные письма приходили из Нижнего Тагила, причем ситуация не изменилась в лучшую сторону после выборов нового мэра. На втором месте по обращениям — Екатеринбург, на третьем — Кушва и на четвертом — Первоуральск. «Жители Первоуральска просят нас о том, от чего мы ушли в 2002-2003 годах — дайте тепло, свет, воду. Удивительно для такого большого города», — отметила Татьяна Мерзлякова. Остается проблемной, по ее словам, система ЖКХ в Тавде, где постоянно банкротятся предприятия ЖКХ. Немного улучшилась ситуация в Талице.

Особо остро в прошлом году встали вопросы взаимодействия управляющих компаний и собственников жилья. Проанализировав поступающую почту, уполномоченный пришла к выводу, что непрозрачность капитального ремонта домов волнует собственников больше всего — с этим связано 15,1% обращений. На втором месте — жалобы на рост тарифов, 10% обращений вызвано отсутствием горячей воды летом или отопления зимой. 13,9% жалуются на «плохие управляющие компании». Дальнейшая работа с гражданами показывает, что чаще всего «плохие УК» винят в непомерных счетах за общедомовое обслуживание и в ненадлежащем содержании дворов.

«Проблема, когда жильцы исправно платят за капитальный ремонт, но их средства управляющая компания расходует в непредусмотренных целях, сейчас прорабатывается на федеральном уровне», — добавила омбудсмен. Напомним, в ближайшем будущем капремонты будут переданы государству.

Управляющие компании пока сдержанно оценивают эту инициативу. «У этой схемы есть как плюсы, так и минусы», — сказал коммерческий директор УК ЖКХ Орджоникидзевского района Сергей Исаков. По его словам, сейчас жильцы имеют возможность самостоятельно скорректировать смету в меньшую или большую сторону, указать материалы для капитального ремонта, те или иные виды работ. УК, в свою очередь, могут выбрать надежного подрядчика. С 2014 года обо всем этом придется забыть — региональные фонды, скорее всего, будут работать по закону о госзакупках.

Антирейтинг управляющих компаний

За прошедший год управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области рассмотрело 7 577 обращений от жителей Екатеринбурга. В ходе проверок специалисты выявили 12 314 нарушений управкомпаний в жилищной сфере. Ежеквартально Госжилинспекция составляет перечень УК, лидирующих по количеству нарушений.

На протяжении 2012 года в эти списки попадали такие управляющие компании Екатеринбурга, как ЗАО «УК «Стандарт», ООО «УК «Чкаловская», ЗАО «УЖК «Урал-СТ», ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района», ООО «УК «РЭМП УЖСК», ООО «УК ЖКХ Октябрьского района», ООО УЖК «Лидер», ЗАО «УК «Верх-Исетская», ООО «Фонд Радомир», ЗАО «УК «ЖКХ Орджоникидзевского района», ООО «СУЭРЖ-СК», ООО УК «Универсал», ООО «УЖК Радомир-Инвест», ООО «УК Пионер», ООО «УК Стрела», ООО «УК «Жилком».

Частично эти компании попали и в топ рейтинга управляющих компаний, на которые екатеринбуржцы жаловались уполномоченному по правам человека в Свердловской области.

«Каждый год в лидерах антирейтинга появляются одни и те же управляющие компании. По итогам 2012 года больше всего жалоб поступило на ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района», ООО «УЖК Радомир-Инвест», ЗАО «УК «Верх-Исетская», ЗАО «УК «ЖКХ Орджоникидзевского района», ООО «УК «Чкаловского района» и ЗАО «УЖК «Урал-СТ». Особняком стоит ЗАО «УК Стандарт» — жильцы домов под ее управлением жаловались на отсутствие контроля за парковками, а также на незаконное начисление платы за общедомовое потребление по нормативам, при наличии счетчиков», — сообщила Татьяна Мерзлякова.

Пресс-секретарь «Верх-Исетской» управляющей компании Дарья Гусарова считает, что возможно, их УК попала в этот список просто потому, что она является одной из крупнейших управляющих компаний Екатеринбурга. «Да, нам поступали письма от омбудсмена, но их было немного. Все они касались разных проблем, которые мы уже уладили», — добавила она. Основным вопросом, с которым жильцы обращаются в саму «Верх-Исетскую» УК, пресс-секретарь назвала оплату общедомового потребления.

В УК «ЖКХ Орджоникидзевского района» сообщили, что им в этом году не приходило обращений от уполномоченного по правам человека, и что жалобы, вероятно, касались вопросов, которые можно было разрешить в обычном или судебном порядке. «Нас обвиняют во всех грехах, из управляющих компаний делают «врагов народа», и люди нас уже ненавидят», — посетовал Сергей Исаков.

К кому идти с вопросами

Главная причина того, что жители идут с жалобами на УК к омбудсмену, по мнению Татьяны Мерзляковой — в том, что жильцы не справляются со своей ответственностью. Администрация Екатеринбурга не помогает им в этом, отвечая, что не уполномочена вмешиваться в отношения собственников жилья и УК.

Несмотря на то, что уполномоченный по правам человека не должен заниматься вопросами ЖКХ, омбудсмен в Свердловской области стал единственным посредником, который может повлиять на недобросовестную УК, или привлечь к ней внимание надзорных и правоохранительных органов. Однако своей главной задачей Татьяна Мерзлякова считает все же научить людей решать проблемы с УК самостоятельно.

В то же время, омбудсмен считает, что и городские власти не должны оставаться в стороне. «Мы считаем, что необходим муниципальный жилищный контроль. Он должен быть обозначен законодательством Свердловской области», — сказала Татьяна Мерзлякова. По ее словам, соответствующие поправки в Жилищный кодекс уже приняты на федеральном уровне. Поправки законодательства Свердловской области, подготовленные аппаратом уполномоченного, сейчас проходят экспертизу в Уральском институте регионального законодательства.

Управляющие компании заявляют, что предпринимают со своей стороны меры к выстраиванию обратной связи с жильцами. Так, они предоставляют информацию о своей деятельности на своих сайтах и на сайте Минрегиона, проводят приемы населения и общие собрания собственников. Некоторые УК приветствуют такие формы общения, как консультации в ЖЭУ и Расчетных центрах. Однако и по мнению омбудсмена, и по мнению губернатора, пока принятых мер явно недостаточно.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
15.10.2013 В Екатеринбурге действуют 13 выездных приемных прокуратуры при управляющих компаниях

УрБК, Екатеринбург, 15.10.2013. В Екатеринбурге при управляющих компаниях работают 13 выездных приемных прокуратуры, ...

01.03.2013 Ополчились против УК

Жители Среднего Урала продолжают жаловаться на управляющие компании ...

05.02.2013 20 управляющих компаний Свердловской области признаны нарушителями в сфере ЖКХ

УрБК, Екатеринбург, 05.02.2013. Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области подведены итоги ...

21.08.2012 Госжилинспекция расширила список недобросовестных управляющих компаний Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 21.08.2012. Госжилинспекция Свердловской области расширила список некачественно работающих ...

18.10.2011 УК «Верх-Исетская», «Стандарт» и «РЭМП Железнодорожного района» возглавили антирейтинг управляющих компаний Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 18.10.2011. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области и областное управление ...