Принятие в третьем чтении закона против табакокурения в России вновь вызвало к жизни дискуссию. Однако если раньше он воспринимался как угроза ресторанному бизнесу, способная поставить его на грань разорения, сейчас владельцы кафе и ресторанов воспринимают его просто как данность, просчитывая возможные убытки и, как ни странно, прибыли.
Напомним, 12 февраля Госдума приняла «антитабачный» закон, который уже называют самым жестким в истории России. Согласно тексту законопроекта, с 1 января 2013 года вводится полный запрет на рекламу табака, а с 1 июня 2014 года — запрет на курение в гостиницах и ресторанах, а также на продажу сигарет где-либо, кроме магазинов.
Однако владелец ресторанов «Труффальдино», «Красна хата», «Гринвич-кафе» Олег Ананьев выступил даже в поддержку нового закона.
«Я «за» принятие этого закона и как человек, и как ресторатор. Я ничего не потеряю от запрета табачной рекламы и запрета курения в помещениях», — заявил он.
Управляющие не боятся, что запрет на курение отпугнет посетителей: желающие перекурить просто будут выходить на улицу.
«Вряд ли из клубов и ресторанов произойдет отток клиентов. Люди будут выходить на улицу, если им запретят курить. В Европе это практикуется уже давно», — отметила менеджер проектов «Паркинга», «Чили» и «Кэш» Любовь Данилова.
Управляющий клуба «Пушкин» Максим Пермяков ожидает, что количество посетителей не только не сократится, но и увеличится.
«Людей, наоборот, станет больше — многих раздражало, когда накурено», — полагает управляющий клуба «Пушкин» Максим Пермяков. По его мнению, многих гостей запрет на курение заставит отказаться от вредной привычки.
«Я заметила, что в России и так в последнее время гораздо меньше людей стало курить. Закон принесет неудобство только определенным людям, страстным курильщикам», — считает владелец и директор латино-бара «Конкиста», управляющий заведениями «Конкиста», «Куршевель 1850» и «Ирландский дворик» Ольга Зайченко.
Уральские рестораны и клубы не принимают пока никаких мер в связи с принятием законопроекта. Да и сделать что-либо заранее не представляется возможным: на территории предприятий общественного питания не предусмотрены курилки. Максимум — можно будет позаботиться о месте у входной группы заведения, где будут стоять зимой и летом курильщики.
«Мы никак не готовимся к этому событию, а зачем к нему готовиться?» — удивилась Любовь Данилова.
«Закон примут — значит не будем курить в помещениях, будем выходить курить в специально отведенные места», — сообщила Ольга Зайченко.
Между тем, участники рынка отмечают, что новый закон принесет предприятиям общественного питания определенные убытки, связанные с ограничением рекламы табака.
«Естественно, у всех клубов есть контракты, и мы потеряем какие-то деньги на рекламе», — отметил Максим Пермяков.
«У нас есть договор с табачными компаниями, но на маленькие суммы, уберем брендированные пепельницы, например. Больше пострадают, наверное, клубы, где табачники выступают спонсорами крупных мероприятий», — сказала Ольга Зайченко.
А вот запрет на продажу табачных изделий, по словам экспертов, не особо повлияет на доходы ресторанных и клубных заведений: еда, напитки, входные билеты — гораздо более доходные статьи бюджета, чем сигареты. Тем более, что за счет корректировки цен снижение доходов можно полностью компенсировать.
Ксения Кабанова