На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил управляющий директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка Олег Попков. — Как Вы оцениваете итоги 2012 года для Вашего банка в сегменте МСБ? — ВУЗ-банк завершил 2012 год крайне позитивно. Мы открывали офисы, набирали персонал, активно кредитовали малый и средний бизнес, привлекали депозиты и открывали счета. Результатом стало удвоение объема совершенных кредитных сделок, удвоение объема открытия расчетных счетов. Это сигнализирует о том, что рынок активен, обещанного кризиса не случилось. Второй тенденцией стало образование остатков на расчетных счетах клиентов. Предприятия и предприниматели стали задумываться о концентрации выручки на расчетных счетах для совершения последующих сделок. Это опять же свидетельствует об успешности и стабильности малого и среднего бизнеса в 2012 году.
— Как прошел год для банковской системы в целом? С какими трудностями пришлось столкнуться кредитным учреждениям? — С одной стороны, в 2012 году была тенденция возрастающей активности регулятора. Вследствие этого банки вынуждены были больше систематизировать свои процессы, анализировать доходность своих продуктов. Это зачастую приводило к удорожанию продуктов. Не все банки имели доступ к дешевым денежным ресурсам. У некоторых были трудности с ликвидностью. Результатом этого было повышение ставок.
— Развитие какого направления банковского бизнеса, на Ваш взгляд, было определяющим в уходящем году? — Сейчас наблюдается тенденция к получению непроцентного дохода. Имеется в виду прежде всего расчетно-кассовое обслуживание. Таким образом, банки стремятся выполнять свои прямые обязанности именно как кредитно-расчетные организации. ВУЗ-банк сконцентрировался на развитии института продаж финансовых услуг. Мы предлагаем консалтинговые услуги, в частности, продвигаем услуги своих партнеров, страховых компаний, бухгалтерских сервисов и т. п. Эти тенденции, на мой взгляд, будут сохраняться и в 2013 году.
— Какие новинки появились в Вашей продуктовой линейке? — В 2012 году было введено несколько стратегических продуктов. Появилась корпоративная банковская карта «Кошелек» — электронный аналог чековой книжки. Была реорганизована структура РКО и введены новые тарифные планы. Также мы продолжили развивать микрофинансирование бизнеса — кредитный продукт, получить который можно фактически по паспорту в течение часа. Появилась программа целевого автокредитования. В кредитовании мы делаем ставку на быструю выдачу и всячески совершенствуем экспресс-кредиты. Например, в 2012 году увеличили его лимит до 5 млн рублей, чтобы даже такую значительную сумму предприниматели могли получить за один день при минимуме документов.
— Как планы по развитию в 2013 году, на каких направлениях будет сделан акцент? — Планируем, во-первых, расширять сеть офисов, открывать больше отделений в северных городах УрФО. Также акцент делаем на непроцентный доход. Отмечу особо, мы намерены стать для клиента полноценным финансовым партнером, в том числе за счет развития консалтинговых услуг. Будем также продвигать банковские гарантии. В феврале—марте планируем запуск высокотехнологичных инструментов для бизнеса. Первый — это защищенные мобильные терминалы, позволяющие осуществлять безналичные расчеты в любом месте. Второй — гаджеты Life-Pad, которые позволят нашим клиентам пользоваться лучшим программным обеспечением и одновременно получать банковское обслуживание по действующим у нас тарифным планам. Также для нас очень важно получение обратной связи от клиентов: через личные встречи, через форму на сайте, через общение с персональным менеджером. Ориентируясь на мнения клиентов, мы устраняем ошибки и делаем наш сервис еще более качественным.
— Какие тенденции будут определять развитие банковского бизнеса в 2013 году? — Первая тенденция — развитие технологий расчетов в Интернете, в частности, через мобильные приложения. Второе — важным фактором развития банковской системы на сегодняшний день является позиция Центробанка в отношении ставок, резервов, капитала. От нее зависит, всем ли игрокам на рынке банковских услуг будет выгодно продолжать этот бизнес.